Четырехкратного победителя Мирового чемпионата по ралли заслуженно называют «летающим финном». Уникальная способность чувствовать автомобиль и пилотировать на пределе позволила финскому автогонщику оставить значимый след в истории автоспорта.
Биография
Томми Мякинен (фин. Tommi Antero Mäkinen) родился 26 июня 1964 в многодетной семье в небольшом городке Пуппола, который находится на окраине Ювяскюля. Отец семейства Юкки Мякинен был фермером, и Томми с самого раннего возраста принимал участие в сельскохозяйственных работах.
Больше всего его интересовала различная фермерская техника, и как только мальчик достаточно подрос, отец доверил ему управление трактором. С детства Томми окружала самая разная автотехника. В хозяйстве были мопеды, сломанные автомобили, комбайны и тракторы.
Дом находился недалеко от озера, и зимой там можно было попрактиковаться в езде по льду. Один из соседских парней ездил на своем Saab 96 и дал покататься 15-летнему Мякинену. Никогда раньше не сидевший за рулем автомобиля Томми с первой попытки оказался на несколько секунд быстрее. Уже тогда он обладал уникальной способностью чувствовать автомобиль и пилотировать на грани.
После окончания средней школы Томми Мякинен начал работать на вырубке лесов. Этот тяжелый труд хорошо оплачивался и позволил накопить денег на раллийный автомобиль.
В 1985 году будущий чемпион приобрел Ford Escort RS 2000 и сразу стал принимать участие в гонках. Следующий год выдался для молодого гонщика очень насыщенным. Он постоянно совершенствовался и вышел на старт в 20 гонках за сезон. Такой график позволил Мякинену обзавестись полезными знакомствами и даже собрать небольшую команду.
В том же году состоялась судьбоносная встреча с гонщиком Юхой Канккуненом, который после серии тестов заявил, что Томми Мякинен опытный и перспективный пилот.
Карьера
Первые успехи и уверенность в собственных силах позволили Томми Мякинену строить амбициозные планы. Главной целью была победа на Чемпионате Финляндии в категории N, а также выступления в ралли международного класса.
Эти цели были достигнуты в 1988 году, однако долгожданных спонсоров так и не появилось. Чтобы обеспечить себе возможность выступать на большом количестве международных ралли, Мякинен был вынужден взять кредит в банке.
Переломным моментом стал 1989 год, когда финансирование взял на себя Тимо Йоухки, бизнесмен из Хельсинки. Томми Мякинен принял участие в чемпионате ФИА группы N, пилотируя Mitsubishi Galant группы N, а его штурманом стал опытный Сеппо Харьянне. Гонщик занял третье место.
В 1991 году был заключен контракт с Nissan, однако компания не стала продолжать участие в Чемпионате Мира по ралли, и в 1994 году Томми Мякинен, несмотря на отличную спортивную форму, выступал в Чемпионате Британии. По словам гонщика, он был готов бросить ралли.
Гонщику повезло, когда Мики Биазьон отказался от выступления на ралли Финляндии, и команде «Форд» потребовалась замена. За рулем Ford Escort RS Cosworth Мякинен впервые в своей карьере одержал победу в WRC.
В 1995 году финский гонщик подписал контракт с Mitsubishi и начал доминировать в WRC.
в 1996 году Томми Мякинен завоевал первый титул за два этапа до конца сезона. Следующие 3 сезона, несмотря на всевозможные трудности, также завершились победой Мякинена.
В 2000 году гонщик уверенно шел к пятому титулу в карьере, однако его подвел ненадежный автомобиль.
Последняя победа в мировом чемпионате по ралли состоялась в 2002 году в Ралли Монте-Карло в составе команды Subaru.
Спортивную карьеру Томми Мякинен закончил в 2003 году после Ралли Великобритании. За это время он 139 раз выходил на старт на этапах WRC и одержал 24 победы. Ему удалось 5 раз подряд стать первым на Ралли Финляндии и 4 раза на Ралли Монте-Карло.
Победы в WRC
После завершения карьеры
Завершив карьеру автогонщика, Томми Мякинен создал фирму Tommi Mäkinen Racing. Она находится в его родном городке Пууппола и занимается подготовкой раллийных автомобилей в сотрудничестве с Subaru. В 2005 году компания приняла непосредственное участие в разработке Subaru WRX STISpec-C2006MY gr.N.
В 2015 году спортсмен сам принял участие в тестах нового автомобиля. За рулем Subaru WRX STi ему удалось установить новый рекорд Нюрбургринга.
С 2017 года он стал руководителем раллийной команды «Тойота» и принимал непосредственное участие в разработке Toyota Yaris WRC 2017.
Награды и титулы
1988 — Чемпион Финляндии по ралли (группа N).
1996,1997,1998,1999 — Чемпион мира по ралли.
1999 — Победитель «Кубка Наций» совместно с Дж.Дж.Лехто и Кари Тиайненом.
2000 — Победитель «Гонки Чемпионов».
1996, 1997, 1998, 1999 — Лучший раллийный гонщик по версии журнала AUTOSPORT.