Тверская областная картинная галерея (ТОКГ)

Тверь — город и административный центр Тверской области в России. Историческим наследием Твери, сохранившим в целости множественные произведения искусства, является Тверская Областная Картинная Галерея (ТОКГ).

Одно из примечательных зданий города — Путевой дворец. Головное здание Тверской областной картинной галереи (адрес: г. Тверь, ул. Советская 3) — это бывший императорский дворец, возведенный для императрицы-матушки Екатерины II. Тверичане называют дворец Путевым, т. к. он стоял на дороге между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом.

Кроме головного здания у ТОКГ есть филиалы: Музей Домотканово, где хранятся работы В. Серова, музей из поселка Эммаус и ожидающая посетителей дача «Чайка» в Удомельском районе.

Огромный интерес представляет коллекция Тверской областной картинной галереи.

Как образовался фонд галереи

Тверичане могут гордиться коллекцией областной картинной галереи, в которой более 36 000 памятников искусства: лучших образцов живописи, резьбы по дереву и других работ мастеров ушедших школ и эпох. Здесь собрана настоящая история Твери!

История образования галереи начинается с середины XIX столетия. В 1866 году по желанию уважаемых людей города П. Р. Багратиона, Н. И. Рубцова, Ф. Н. Глинки и, конечно же, знаменитого и уважаемого главы А. Ф. Головинского, был создан для посещения «музеум». Это был первый в Твери музей, первая ласточка провинциальных музеев в «глуши» Российской империи. Первые его посетители могли увидеть лишь 4 работы: портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя Волоскова, именитого купца Савина — именно они легли в основу экспозиции.

Кроме древних фресок, икон и портретов, до сих пор считаются ценными и уникальными два оригинальных деревянных рельефа — редкость для современных музеев. Раскрашенные работы созданы на стыке XVIII и XIX веков. Название рельефов «Крестьянская свадьба» говорит само за себя.

По теме:  Гостиницы в Ясной Поляне: описание, отзывы

Интерес представляет икона XVII века «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем». Икона была передана в дар галерее известным в столицах собирателем П. И. Щукиным в 1893 году.

Ценными являются картины, в основном это пейзажи и портреты кисти П. С. Дрождина, Г. В. Сороки, А. В. Тыранова и др.

Портрет княжны

Тверская областная картинная галерея в послеоктябрьский период

Поступление в фонд музея коллекций живописи и предметов быта из национализированных усадеб началось с 1917 года. Экспозиция обновилась не только количественно, но и качественно — Тверская губерния славилась многочисленными поместьями. Поворотный для страны 1917 год для галереи стал знаковым — он изменил облик ее выставочных залов навсегда.

Лучшие картины были доставлены из имения Волосово (Степановское) в Зубцовском уезде, принадлежавшего ранее роду Куракиных. Собрание содержало более пятисот живописных работ, среди которых были чудесные оригинальные полотна европейских мастеров: портреты членов царской семьи Романовых, портреты представителей рода Куракиных, их родственников, знакомых и друзей дома, выполненные кистью весьма известных художников. Сегодня гордо звучат имена мастеров характерного портрета: И. Я. Вишняков и Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

Иконы и фрески в фонде галереи

Наиболее древние из образцов искусства, хранящиеся в фонде ТОКГ – иконы и фрески. Тверская школа считается одной из лучших местных школ древнерусской живописи XIII-XV века, ее наследие собраны в Третьяковке и других крупных музеях. По суровости стиля тверская школа тяготеет к балканской, сохраняя, однако, свои собственные стилевые находки.

Отдельно в зале представлены иконы работы С. Ушакова, произведения искусства которого заслуживают отдельного внимания.

Симон Ушаков

В Твери проживал и писал образа знаменитый иконописец XVII века Симон Федорович Ушаков (1626-1686), один из главных жалованных изографов царя. Ушаков занимал очень престижную позицию: возглавлял мастерскую написания икон Оружейной палаты. Он был выдающимся художником-новатором, пытавшимся изображать на образах не канонические плоские, а объемно вылепленные светотенью лица. Ушаков придавать каждому лику характерные черты, старался изобразить движение, т. е. пытался внести в иконопись России то, чего в ней еще не было.

По теме:  Критики назвали эти фильмы самыми худшими летними премьерами

Он постоянно изобретал все новые композиции для икон, не обходил вниманием достижения западных иконописцев, уделял внимание живой натуре. Работы С. Ушакова весьма разнообразны: выполнение стенных росписей, написание икон и парсун, роспись знамен, рисование географических карт, планов и др.

Галерее по праву принадлежит его иконы святых Князя Владимира (отец святых Бориса и Глеба), а также преподобных Аркадия Новоторского и Моисея Угрина. Последняя исполнена вместе с учеником в 1677 году, когда Ушаков был полон сил и возможностей для создания настоящих шедевров. Именно шедевром стала икона: фигуры на ней светлы и красивы, торжественно-величественны и объемны, цвета ярки и гармоничны.

Икона Симона Ушакова

Валентин Серов

Работы знаменитого художника Валентина Серова (картины) также можно увидеть в галерее. Валентин Александрович Серов (1865–1911) не всегда был реалистом. Внимания достойно его высокохудожественное соединение классической академичности, авангарда и современных ему западно-европейских течений (импрессионизма, например).

Серов Автопортрет

Это делает картины художника неподражаемыми. Он стал одним из первопроходцев стиля модерн в русском искусстве XIX-XX столетий, но в его лучших работах сияет свет реализма.

По большей части картины В. Серова из ТОКГ — рисунки, однако есть и живопись. Необходимо отметить «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой», который можно отнести к ранним, семейным работам художника, хотя тогда Ольга Федоровна еще не была его женой.

Портреты Трубниковой

Валентин Серов женился в 1889 году. Семья была большой и дружной. Возможно поэтому все семейные и детские портреты отмечены нежной радостью, тончайшими характерными нюансами, любовью к моделям.

По теме:  Цветовая композиция: виды и принципы, правила

Серов был, без сомнения, одним из лучших портретистов, жизнеутверждающим и сильным. Его портреты отличала способность полно и глубоко почувствовать индивидуальность человека. Это сразу же замечаешь, рассматривая «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой».

Появлением ряда работ художник обязан усадьбе Домотканово, которая принадлежала другу, однокашнику и родственнику – Владимиру Дервизу. Валентин Александрович успешно работал в полюбившейся ему усадьбе. Здешние трава и деревья, воздух и добрая дружеская обстановка настроили его на целый ряд полотен, считающихся лучшими. Это ставшие знаменитыми «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Заросший пруд. Домотканово» (1888), «Октябрь. Домотканово» (1895) и ряд «крестьянских» полотен.

Девушка освещенная солнцем

Галерея сейчас

Галерея сейчас полна произведений не только именитых авторов, но и современников. Здание галереи в данный момент отреставрировано и ждет тех, кто поймет ценность и прочувствует уникальность коллекции, кто сможет посмотреть на выставленные здесь работы не как на картины, а как на произведения искусства, которые надо оберегать, которыми нужно наслаждаться.