Понять, что такое кода в музыке, нам поможет перевод этого слова. Термин пришел в теорию музыкальной композиции из итальянского языка. Самый запоминающийся его перевод – «хвост». Также он переводится как «шлейф» и более прозаично – «конец». Получается, что кода – это завершающий раздел музыкального произведения. Но этого объяснения недостаточно, чтобы понять, что такое кода в музыке. Определение термина станет куда более полным после знакомства с законами строения музыкальных сочинений.
Понятие о музыкальной форме и ее основных частях
На вопрос о том, что такое кода в музыке, детально и научно отвечает музыкально-теоретическая дисциплина, которая называется «Анализ музыкальных произведений». Или просто — музыкальная форма.
Любое произведение классического искусства строится по определенным канонам. В музыке одним из элементов ее выразительности является форма музыкального произведения. Даже простейшая пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского имеет свою форму и делится на разделы. Необходимо знать, что это за разделы — (так проще будет понять, что такое кода в музыке): вступление, начальный раздел, середина, реприза (заключение), кода. Оказывается, собственно завершающий раздел в музыке имеется и без коды. Он называется репризой. В этом разделе повторяется музыкальный материал из начала произведения. Что же такое кода в музыке и зачем она нужна?
Зачем музыкальному сочинению «хвост»?
Возможно, кода появилась из-за того, что иногда композиторы ощущали некую недосказанность в своих произведениях. Тогда после репризы, когда, казалось бы, уже прозвучал последний аккорд произведения, писалась кода. Ее функция – досказать недосказанное в произведении, иногда успокоить слушателя, убедить его в том, что это точно конец, а порой даже закрепить эффект, достигнутый в предыдущих разделах.
Кода: ее гармонические и мелодические черты
Итак, что же такое кода в музыке? Это раздел, следующий после завершающего. Чтобы кода в сознании слушателя осталась именно в качестве окончательного завершения, композиторы прибегают к возможностям музыкальной гармонии. Это учение о строении и соединении аккордов. Коды очень часто звучат на тоническом органном пункте. Он представляет собой повторение тоники произведения (его главной ноты) в басовом голосе на протяжении всего раздела.
Гармонии (т. е. аккорды), которые используют композиторы в кодах, называют плагальными. Они звучат очень мягко, не содержат диссонансных (звучащих остро, резко) аккордов. Это усиливает ощущение завершения. Композитор как бы показывает, что все надежды или волнения остались позади.
Еще в кодах используют возможности развития мелодии. Здесь композитору уже ни к чему широкая развернутая мелодическая линия. На то, чтобы повторить основную музыкальную тему произведения, есть реприза. В коде же чаще всего эта основная тема начинает дробиться. Композитор делит ее на мотивы. Чем ближе конец произведения, тем эти мотивы становятся короче.
Иногда встречаются особенно интересные по своему музыкальному материалу коды. В произведении может быть не одна яркая мелодия, а несколько. Но если основная тема звучит в произведении как минимум дважды (в начале и в репризе), то мелодия, например середины, может только здесь и прозвучать и больше нам не встретиться. В этом случае композиторы иногда «напоминают» о ней в коде. Получается как бы вторая реприза.
Заключение
Что же такое кода в музыке? Это необязательный раздел произведения, следующий после репризы и символизирующий его окончательное завершение. Иногда с помощью кодового раздела достигается катарсис или утверждается чувство полнейшей безысходности. Нередко композиторы не пишут коды, но придают их гармонические черты репризному разделу. При этом преследуется все та же цель – создать эффект окончательного завершения. Тогда говорят, что музыкальное произведение завершилось репризой с чертами коды.