Япония — удивительная страна, ее культура — загадочна и прекрасна. У большинства людей понятие «японская культура» ассоциируется с хокку и утонченными картинами, написанными тушью. Горы, вершины которых покрывает снег и туман, весенние долины, философские сюжеты — при взгляде на такие картины мы испытываем спокойствие и внутреннюю гармонию. Наиболее популярна японская живопись тушью в стиле суйбоку, или суйбокуга.
История создания
Похожие на данную технику изображения появились еще в Древнем Китае. Слово «суйбокуга» переводится как «картина водой и тушью». Только эти составляющие и используют для создания картин. В ту эпоху картины писались обычными мазками туши, затем художники стали совершенствовать технику, пытаясь добавить линиям объем и выразительность.
В первой половине VIII века в период правления династии Тан и сформировался стиль рисования картин тушью, который и назвали суйбокуга. Слово имеет японское происхождение, но такая манера рисования стала популярна в Японии только в XIV веке. Ее приверженцами были дзен-монахи, представители аристократии и даже члены королевской династии.
Изобразительное искусство и искусство владения мечом — едины
Японская живопись тушью в стиле суйбоку, или суйбокуга, была особенно популярна у мечников. Особенно известен Миямото Мусаси, которого считают искуснейшим воином и живописцем. В своей книге он писал, что Путь Воина — это единство кисти и меча, и чтобы стать великим воином нужно в совершенстве овладеть обоими видами искусств.
И с тех пор японскую живопись тушью в стиле суйбока сопоставляли с искусством владения мечом. Ведь в основе техники лежит аккуратный правильный мазок кисти, который можно сделать, соблюдая определенное положение тела. У художника должна быть ровная прямая осанка, рука согнута в локте перпендикулярно холсту, движения делаются не пальцами, а кистью. Именно благодаря этому картины получаются изысканными, а линии — выразительными.
Принципы изобразительного искусства
Представители японской живописи тушью в стиле суйбоку следовали всем принципам данного направления в живописи. Такая манера рисования была единственной альтернативой европейскому изобразительному искусству. Но в Китае европейская и азиатская культуры соединились, поэтому в картинах можно было увидеть влияние западных художников.
Живописцы Страны восходящего солнца продолжали следовать главным принципам японской живописи суйбоку:
- недосказанность;
- пустота.
Если перевести на понятный художественный язык, то это означает свободу пространства. В японской живописи тушью в стиле суйбоку мастера обязательно оставляли часть холста нетронутой. Это делалось для того, чтобы зритель, глядя на холст, мог пофантазировать и дополнить композицию своими художественными образами.
Также картинки японской живописи тушью в стиле суйбоку отличаются внешней простотой. Сама техника рисования незамысловатая, но при этом мастерам удается добавить картине динамичности и яркости. Художники экспериментируют с игрой света и тени, что позволяет создать выразительные картины. Некоторые используют в работе цветную тушь. Особенно если рисуют цветы — так они кажутся еще красивее и живее.
Сюжеты для рисунков
Стиль японской живописи тушью суйбокуга отличается от остальных тем, что все сюжеты кажутся простыми, но вместе с тем настраивают человека на философский лад. Главным объектом художников был ландшафт. На самых ранних рисунках можно увидеть горы, ущелья, окутанные туманом, полупрозрачный пейзаж был больше похож на китайскую живопись. Что неудивительно, ведь японские мастера переняли эту технику у китайских художников.
С развитием этого направления ландшафт все более походил на японскую местность. Затем стали писать портреты известных личностей. Изначально для рисования художники использовали монохромную технику, но с развитием этого стиля стало допустимым добавлять яркие цвета, которые выглядели как полупрозрачные мазки, тонкие линии, которые делали рисунок еще более объемным и выразительным.
В Японии рисование тушью — это не просто направление в живописи, а настоящая философия. Чтобы сделать аккуратные линии у человека должно быть не только правильное положение тела и руки, но и внутреннее равновесие.