Ксения Александровна Абульханова-Славская — личность, известная миру как доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор. На сегодняшний день она является действительным членом-академиков Российского Авторского Общества, а также главным научным сотрудником лаборатории психологии личности Института Психологии Российской академии наук. Также осуществляет деятельность в качестве профессора кафедры психологии личности департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Она является членом Международной академии психологических наук, а также Европейской ассоциации психологии личности.
Профессиональный путь
Научная карьера Ксении Александровны началась в 1956 году, когда будущий профессор окончила факультет философии МГУ имени М. В. Ломоносова. Отделение, на котором училась Абульханова-Славская — психология. С 1956 по 1974 Ксения Александровна трудилась в Институте философии АН СССР и посвящала себя сектору философских проблем. За данный период времени она продвинулась с должности младшего научного сотрудника до старшего. В 1974 году Абульханова-Славская сменила место работы с Института философии перешла в Институт психологии АН СССР. На данный момент он известен как РАН. Основная сфера исследования профессора Абульхановой-Славской — деятельность и психология личности.
Преподавание
Путь в качестве учителя у Ксении Александровны начался в 1982 году. С тех пор она преподавала не только в МГПИ имени В.И. Ленина, но и в РГГУ, и даже на своем родном факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 2002 году к этому и так не маленькому списку добавился факультет психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Помимо большого преподавательского опыта, Ксения Александровна посвятила огромный период времени, с 1987 по 2012, работе заведующим лабораторией методологии, теории, истории психологии Российской академии наук. На сегодняшний день эта структура носит название «Лаборатория психологии личности». В 2013 году Абульханова-Славская получила должность главного научного сотрудника Института психологии Российской академии наук.
Научная деятельность
Старт исследовательской деятельности Ксении Александровны прошел под чутким руководством Сергея Леонидовича Рубинштейна. Именно благодаря тому, что Абульханова-Славская была ученицей известного психолога, она усиленно развивала его теорию деятельности в своих дальнейших работах. Уже к семидесятым годам она становится одним из лидеров в изучении методологии отечественной психологии.
Первой значимой работой можно считать монографию «О субъекте психической деятельности», написанной Ксенией Александровной в 1973 году, как раз в период перехода из института философии в институт психологии. Эту же проблему она рассматривала в своей докторской диссертации. Отличает работу примененный принцип субъекта к определению предмета психологии. Также Абульханова-Славская обосновала подход к человеку как к субъекту психической деятельности. Детерминация психики индивида исследовалась в ее работах в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, которые определяется общественным бытием человека.
Особенности работ
Ксения Александровна абсолютно по-новому исследовала проблему жизненного пути и становления личности. Новизна метода заключалась в изучении особенностей противоречий конкретной человеческой жизни и выявление качества личности субъекта жизненного пути. Эти показатели определяют его позицию, возможности для роста и развития. Такой подход позволил не только взглянуть по-новому на понятие личности, но и появилась возможность также отойти от традиционных методик изучения свойств индивида к исследованию его проявлений в контексте того, что происходит в процессе решения жизненных вопросов. Данному исследованию были посвящены сразу две работы: «Диалектика человеческой жизни», написанная в 1997 году, и «Стратегия жизни» К. А. Абульхановой-Славской, увидевшая свет в 1991 году.
Создание стратегии
Исследования психологии К. А. Абульхановой-Славской базировалось на типологических разработках Дмитрия Николаевича Узнадзе и Бориса Михайловича Теплова, а также многих других известных психологов. Также основной стали собственные эмпирические исследования. На базе имеющихся данных Ксения Александровна разработала типологическую стратегию изучения личности. Она в будущем стала называться методом прогрессивной психологии и послужила основной для изучения высших личностных способностей человека, которые напрямую связаны с жизнью и развитием личности. К примеру, сюда относится способность грамотно организовывать свое время, проявление инициативы, активность, ответственность, сознание личности в целом и так далее.
Личностная организация времени
Также Абульханова-Славская является главным автором концепции личностной организации времени жизни, которая раскрывает структуру, состоящую из трех компонентов: осознание, переживание, практическая регуляция времени. Были проведены эмпирические исследования, которые заключались в сопоставлении определенных абстрактных структур организации времени, активности и сознания, с тем, как это происходит в реальной жизни с учетом возрастных, профессиональных особенностей. Еще одна важная научная разработка – это концепция социального мышления. И по сегодняшний день под чутким руководством Ксении Александровны изучаются особенности социального мышления не только российской личности, но и менталитета народа.
Абульханова-Славская: стратегия жизненного пути
Начать разбираться в исследованиях стоит с предварительной подготовки. Нужно разобраться с определением, а что же такое жизненный путь, как он есть? Профессор Абульханова-Славская определяет данное понятие как индивидуальную историю конкретной личности, ее содержание и мировоззрение. Каждый жизненный путь имеет свою структуру, сюда входят факты, события, поведения и действия, на которых базируется становление человека как личности.
В чем суть?
Стратегия жизненного пути, по мнению профессора, базируется на следующих положениях:
- Все берет свое начало еще с детства, с наших юношеских мечтаний и желаний. Эти замыслы еще не четкие, но именно в них и зарождается идея собственной будущей жизни.
- Главная цель и предназначение личности реализуется через выбор профессии. Благодаря конкретным планам реализуется жизненная программа индивида.
- Для того чтобы сознательно определять направление и суть своего пути, как в физических, социальных, так и в духовных сферах, потребуется активное отношение к себе и к своей деятельности.
- Только через реализацию своих потребностей и мотивов посредством обучения, общения и осуществления трудовой деятельности определяется жизненный путь человека.
Какой можно сделать вывод? Все просто, жизненная стратегия – это построение пути индивида, изначально основанное на индивидуальных возможностях, а затем на понятиях, выработанных в процессе обучения, труда, общения с другими людьми. Стратегия жизни базируется на представлениях конкретного человека о целостности, поэтапности и перспективности своего пути. Каждый индивид имеет свой собственный план, который также называют индивидуальной организацией.