Критические технологии мышления и обучения

0
()

Главной целью использования критических технологий мышления является обучение человека самостоятельному и осмысленному использованию: во-первых, учебных материалов, а во-вторых, других информационных источников. Авторами таких технологий являются педагоги из Америки: Курт Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стил.

Мыслить критически

В России методы и технологии критического мышления используются примерно с середины девяностых. В основу технологии заложена концепция диалогии культуры В. Библера и М. Бахтина, исследования по психологии Л. Выготского и других, а также педагогика на основе сотрудничества Ш. Амонашвели. Так что же подразумевает технология критического мышления?

открытая книга

Этот способ мысли означает: независимость и свободу, а также аналитику, оценку и рефлексию. Подразделяется он на три стадии:

  1. Стадия вызова — это постоянное пополнение уже имеющегося запаса знаний и проявление интереса к получению актуальной информации, а также постановка человеком своих собственных целей учения.
  2. Стадия осмысления — это добыча новых знаний и внесение поправок в поставленные ранее цели обучения.
  3. Стадия рефлексии — это глубокие размышления и погружение в себя, дабы получить высшее знание и еще одна постановка обновленных задач.

Вызов знаний

Работа учителя во время этой стадии применения технологии развития критического мышления прежде всего предназначена для вызова у обучаемого тех запасов знаний, которые уже имеются в наличии у последнего, а также приведение этих знаний в активное состояние и пробуждение желания работать над собой в дальнейшем.

Обучаемый же должен отыскать у себя в памяти те знания, которые касаются материала, что он изучает. После идет систематизация информации до момента получения нового материала. Он задает вопросы, на которые желает заполучить ответы.

По теме:  Оценка доказательств в арбитражном процессе - особенности, правила и требования

Возможным методом тут является создание списка уже имеющейся на данный момент информации:

  • рассказ — это предложение по «словам-ключам»;
  • графическая систематизация полученных знаний (всяческие таблицы, списки и т.п.);
  • поиск верных и ошибочных утверждений.

Все данные, что были получены на стадии вызова знаний, внимательно выслушиваются, идет их запись и дальнейшее обсуждение. Вся работа может проводиться как индивидуально, так и при наличии пары или даже группы.

Осмысление данных

На этой ступени методов технологии критического мышления преподавательская деятельность идет на поддержание здорового интереса к теме при помощи совместной работы с новым информационным блоком, а также ступенчатое движение вверх от полученных данных к более актуальным.

девушка с книгой

В это время ученик слушает или читает текст, пользуясь активными способами прочтения (пометки на полях или записи в журнал) по мере поступления новых кусков информации.

Наиболее доступным на этом этапе является метод активного чтения, с маркировкой на полях. Кроме того, необходимо искать новые ответы на вопросы, что были поставлены еще в предыдущей фазе.

Рефлексия и размышления

Тот, кто обучает на этой ступени, должен возвратить ученика к изначальным записям, для того чтобы актуализировать данные. Необходимо также предоставить творческую и исследовательскую работу на основе уже пройденного материала.

Учащемуся следует сопоставить полученную недавно информацию с той, что была дана изначально, пользуясь данными с предыдущей ступени.

чтение книги в постели

Из методов и приемов применения критических технологий тут стоит отметить заполнение табличек и кластеров данными. Кроме того, необходимо установить причинно-следственные связи среди всех полученных знаний. Поможет в этом возвращение к ключевым выражениям, а также верным и неправильным утверждениям. Главной задачей является нахождение ответов на вопросы. Занятие творчеством и организованные дискуссии по теме также являются хорошими инструментами.

По теме:  Замена маслосъемных колпачков

Во время рефлексии проводится анализ и творческая обработка, вместе с сопоставлением всех полученных данных. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа.

Перечень критических технологий

«Инвентаризация» является составлением порядка из уже полученной информации. Ученик делает записи об известной ему теме. После идет совмещение старых данных с новыми и дополнение их.

«А вы верите в …?» — это своего рода игра в правильные и неправильные утверждения. Во время фазы вызова ученик выбирает правильные ответы из тех, что предложил учитель на заданную тематику и проводит ее описание. На следующей фазе они делают проверку верности изначального выбора.

чтение книги

«Слова-ключи» — обучающий произносит эти слова, по которым ученик должен понять тему урока или же определенное задание.

«Толстые вопросы» — это вопросы по типу «Поясните, почему…?», «Зачем вы так подумали…?», «Чем отличаются…?», «Сделайте предположение, что случится, если…?» и тому подобные.

«Таблица ЗЖУ» — составление собственной таблицы учеником по типу «Знаю — желаю знать — уже получил информацию».

ИНСЕРТ и Зигзаг

Прием критических технологий под названием «Инсерт» — это маркировка своего текста с информацией определенными значками по мере его изучения.

групповое обучение

Это интерактивная, размечающая система для эффективного чтения и размышлений. Возможные варианты маркировки своего текста:

  • V — уже знаю это;
  • + — что-то новенькое;
  • — — считаю иначе, не соглашусь с этим утверждением;
  • ? — не ясно, остались вопросы.
По теме:  Станция метро "Боровицкая": расположение, история и архитектура

«Зигзаг» же представляет собой работу с текстом в группе. Происходит получение знаний и оптимизация больших объемов материала, для чего информация делится на отрывки по смыслу для того, чтобы студенты обучали друг друга. Естественно, отрывков данных должно быть ровно столько же, сколько и учеников находится в группе.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.