Понятие и система гарантий местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Понятие и система гарантий местного самоуправления устанавливает перечень институтов и средств, которые обеспечивают реальную возможность для граждан реализовать свои права на самоуправление местного уровня. Эти способы делятся на виды в зависимости от субъекта, который их осуществляет. Гарантии реализуются в соответствии с нормами федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сущность

Коституция РФ

Понятие и система гарантий местного самоуправления включает работу различных органов в разных направлениях. Есть пять основных типов реализаций этих положений:

  • Обеспечение экономии бюджета с помощью закрепления источников доходов для покрытия необходимого объема местных расходов. Они устанавливаются на основе нормативов минимальной обеспеченности местной казны с учетом особенностей конкретного региона.
  • Обеспечение на законодательном уровне самостоятельности работы местных органов самоуправления в рамках их компетенции.
  • Обеспечение конституционных прав на возмещение понесенных местной властью расходов, необходимость в которых была обусловлена принятием решений вышестоящими властными органами.
  • Законодательное закрепление порядка субсидирования местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для реализации полномочий этих органов.
  • Создание системы эффективного взаимодействия местных властных органов с населением.

Особенность реализаций гарантий самоуправления на местном уровне – властный характер, несмотря на то что власти городского уровня в систему властных органов не входят.

Гарантии общего типа

По нормам федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии делятся на два вида:

  1. Общие.
  2. Специальные.

Гарантии общего типа обуславливаются сложившимися на данной территории общественными отношениями политического, социального, экономического характера, не связанными с конкретными механизмами юридического функционирования местных органов власти.

ФЗ № 131

Общие гарантии делятся на три группы:

  • экономические;
  • политические;
  • духовные.

Специальные

Понятие и система гарантий местного самоуправления специального типа включает систему правовых институтов и норм, которые обеспечивают эффективные возможности реализации полномочий и прав и их защиту от нарушения.

Специальные гарантии делятся на пять групп:

  1. Запрет на создание препятствий осуществления самоуправления на местном уровне.
  2. Обязательность изучения обращений властных органов и их должностных лиц со стороны представителей государственной власти, учреждений, предприятий, организаций.
  3. Защита актов, издаваемых местными органами власти, со стороны государства.
  4. Защита самоуправления в судебном порядке.
  5. Осуществление прокурорского надзора, иные способы внесудебной защиты властных органов.
По теме:  Как получить гражданство Евросоюза быстро: преимущества и путь оформления

Запрет на создание препятствий осуществления самоуправления на местном уровне.

Понятие и система гарантий местного самоуправления в сфере запрета на ограничение правомочий городских или сельских властных органов отражены в статье 133 российской Конституции. Согласно этой норме, никто не вправе мешать реализации прав соответствующих органов в рамках их компетенции.

Молот судьи

Это положение определяет, что российские субъекты обязаны рассматривать нормы федерального уровня в сфере гарантий прав самоуправления местного типа как правовой минимум. Ниже этого уровня законодательство регионального уровня опускаться не вправе.

Обязательность изучения обращений

Деятельность органов местного самоуправления построена на принципах законности и взаимодействия с гражданами и другими субъектами местного уровня. Обращения, подаваемые местными органами самоуправления, подлежат своевременному и обязательному рассмотрению государственными органами власти, их должностными лицами, учреждениями, организациями и предприятиями, к которым они обращены.

Городские и сельские власти представительного типа вправе выдвигать законодательную инициативу в органе законодательной власти соответствующего субъекта. Вышестоящие органы обязаны рассматривать указанные предложения.

Защита актов, издаваемых местными органами власти, со стороны государства

Следующие способ гарантии защиты местного самоуправления — охрана актов, издаваемых городскими и сельскими властями, со стороны государства. Он заключается в том, что решения местных референдумов, органов власти и их руководителей, принятые в рамках их полномочий, должны исполняться всеми субъектами, находящимися на соответствующей территории (предприятиями, учреждениями, организациями, органами, гражданами).

Главы местных органов

Отменить изданный акт может только принявший его орган. Признать недействительным такой документ вправе только суд. В бесспорном порядке отменяются положения, создающие возможность произвольно расширять пределы контроля со стороны государства за работой местных органов самоуправления в процессе решения местных проблем.

Сферы издания неправомерных актов следующие:

  • допущение контроля со стороны государства ха работой местных властных органов (проверка целесообразности самих решений и использования собственности и ресурсов, затрачиваемых для их реализации);
  • предоставление возможности контроля над неопределенным кругом властных органов и их должностных лиц;
  • допущение воздействия суда на приостановление, изменение и отмену действия принятых актов.

Ненадлежащее или полное неисполнение решений референдума и властных органов влечет привлечение к ответственности по нормам законодательства.

По теме:  Медикаментозный Аборт. Все

Защита самоуправления в судебном порядке

В процессе развития местного самоуправления определилось еще одно направление гарантий реализации прав городских и сельских властей – судебная защита. Она распространяется на следующих субъектов:

  • граждан, проживающих на соответствующей территории;
  • местных органов самоуправления;
  • должностных лиц.

По нормам статьи 133 Конституции и соответствующего Федерального закона, местные властные органы вправе обращаться в суд арбитражного типа для подачи исковых заявлений о признании актов, которые нарушают их права, недействительными.

При этом городские и сельские власти не вправе обращаться с соответствующими заявлениями в Конституционный Суд, минуя конституционный (уставной) суд в субъекте.

Осуществление прокурорского надзора, иные способы внесудебной защиты властных органов

Защита сферы полномочий органов местного самоуправления осуществляется также со стороны прокуратуры. В ее обязанности входит нормативная экспертиза актов федерального уровня на предмет противоречий нормам законодательства в области нарушения прав самоуправления местного уровня.

Сотрудники прокуратуры

Если в ходе проверки такие факты будут выявлены, прокуратура выносит предписание об их устранении. Документ должен быть немедленно признан ненормативным, а последствия его реализации – своевременно устранены.

Экономические гарантии самоуправления местного уровня

Золотые монеты

В систему гарантий прав местного самоуправления входят экономические типы защиты интересов властей городского и сельского уровней. Законодательство выделяет шесть направлений гарантий:

  • признание собственности муниципального типа и ее защита со стороны государства;
  • самостоятельность городского и сельского бюджетов;
  • свобода перемещения услуг, товаров, финансов;
  • единство пространства экономического типа;
  • свобода в сфере экономической и финансовой деятельности;
  • право муниципальной собственности на земельные участки.

Гарантии в области экономики считаются эффективными, если государство экономически сильное, денежная сфера хорошо развита, бюджетная и налоговая системы уравновешены, а полномочия между различными уровнями власти четко распределены.

Политические гарантии местного самоуправления

Немаловажную роль играют гарантии осуществления местного самоуправления в области политики. Эта сфера призвана обеспечить городским и сельским органам самостоятельность в системе контроля со стороны государства и во взаимоотношениях властей федерального уровня с местными органами.

В общей форме важные политические гарантии работы властей городского и сельского типов – форма правления и политический режим. По нормам российской Конституции, политические гарантии включают следующие направления:

По теме:  Как лучше добраться из Амстердама в Кельн самостоятельно на самолете, поезде или автобусе

  1. Местные органы самоуправления обособлены, оставаясь одновременно под властью государства.
  2. Установление в стране демократического политического режима.
  3. Местные органы самоуправления самостоятельны в пределах представленных им полномочий.
  4. Провозглашение народа единственным источником властных полномочий, которые они реализуют непосредственно и через выборных должностных лиц.
  5. Местные органы самоуправления – выборные.

Стабильность государства в политической сфере, планирование и проведение реформ муниципального и административного типов, стабильность норм законодательства – залог успешной реализации прав граждан на самоуправление и нормальное функционирование местных властей.

Духовные гарантии местного самоуправления

Правовые гарантии местного самоуправления затрагивают также духовную сферу. Цель этого блока гарантий общего типа – обеспечение необходимого понимания института самоуправления местного уровня, его организации и реализации населением, каждым отдельным гражданином, объединением людей, практиками, учеными.

Особая значимость относится к духовным гарантиям самоуправления местного уровня, которые отражены в федеральном законе от 2003 года, определяющем общие принципы органов городского и сельского типов в России.

Флаг РФ

По нормам второй части первой статьи указанного закона, духовные гарантии – это реализация населением своих правомочий, основываясь на исторических и других местных традициях.

Несколько слов в заключение

Как видно, гарантии самоуправления местного уровня – необходимый комплекс мер, позволяющий органам городского и сельского типов самостоятельно решать управленческие вопросы в регионе, одновременно взаимодействуя с федеральными властями. Такое право регламентировано определенными законодательными актами и нормативами.