Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.
Значение понятия
Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.
В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях. Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений. В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.
Раскрытие понятия в КоАП РФ
В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.
В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:
- местное самоуправление;
- вооруженные силы страны;
- муниципальные и государственные организации.
Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.
Содержание публичных обязанностей
Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.
Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.
Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.
Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.
Типы периодов исполнения обязанностей
В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:
- Постоянный.
- Временный.
- Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.
Содержание функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.
Статус должностного лица
Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.
Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.
Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.
Особенности работы должностного лица в сфере административного права
Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.
Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.
В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее. По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий. Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.
Различия между должностными лицами и обычными гражданами
При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.
В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели. В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций. У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.
Правонарушения должностных лиц
Больше двух четвертей особенной части в Административном кодексе составляют правонарушения, совершенные властными субъектами. Большая часть статей посвящена организационно-хозяйственной и предпринимательской деятельности граждан.
Правонарушения, рассматриваемые Кодексом, совершаются в следующих областях:
- посягательство на права граждан (пятая глава, пятьдесят статей);
- охрана собственности (седьмая глава, двадцать девять статей);
- природопользование, экология и защита окружающего мира (восьмая глава, тридцать восемь статей);
- мелиорация, сельское хозяйство и ветеринария (десятая глава, четырнадцать статей);
- информация и связь (тринадцатая глава, двадцать три статьи);
- строительство, энергетика и промышленность (девятая глава, четырнадцать статей);
- налоги и финансы, деятельность индивидуальных предпринимателей (четырнадцатая и пятнадцатая главы, пятьдесят девять статей);
- сфера таможни (шестнадцатая глава, двадцать одна статья);
- посягательство на государственные властные органы (семнадцатая глава, десять статей);
- учет воинского типа (двадцать первая глава, четыре статьи);
- порядок управления (девятнадцатая глава, девятнадцать статей).
Таким образом, санкции в отношении указанных лиц применяются в разных областях жизни граждан и государства.
Виды санкций за правонарушения
Согласно нормам Административного кодекса, за совершаемые нарушения должностные лица несут ответственность тех же видов, что и другие субъекты. В отношении указанных чаще всего применяются следующие типы санкций:
- Административный штраф.
Дисквалификация – лишение возможности нанимать конкретную должность в течение установленного судом промежутка времени.
Выявление правонарушения административного характера влечет также дисциплинарную ответственность в форме увольнения (в редких случаях – выговора).
Размеры и сроки наказаний зависят от тяжести совершенного деяния и наличия смягчающих (отягчающих) вину обстоятельств.
Правила выявления должностных лиц
Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.
Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.
Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.
Должностные лица: права и обязанности
Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.
Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов. Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.
Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.
Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.
К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.
Задачи субъектов
Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.
Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:
- нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
- хулиганство мелкого типа;
- распитие алкогольных напитков;
- появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
- нарушение безопасности при движении на дорогах.
Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.
Типы административных органов
Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.
Группировка органов происходит следующим образом:
- Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
- Исполнительные властные органы.
- ОВД.
- Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
- Мировые, районные, областные судьи.
Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.