Жан Огюст Доминик Энгр: лучшие картины Энгра

0
(0)

Жан Огюст Доминик Энгр (родился 29 августа 1780 года, Монтобан, Франция, умер 14 января 1867 года в Париже), художник и икона культурного консерватизма во Франции XIX века. Энгр стал главным сторонником французской неоклассической живописи после смерти своего наставника Жак-Луи Давида. Его высококлассные, тщательно нарисованные работы представляли собой стилистическую противоположность эмоциональности и колорита современной романтической школы. Как монументальный исторический художник, Энгр стремился увековечить классическую традицию Рафаэля и Никола Пуссена. Однако пространственные и анатомические искажения, характеризующие его портреты и обнаженные фигуры, предвосхищают многие из самых смелых формальных экспериментов модернизма XX века.

Жан Огюст Доминик Энгр

«Эдип и Сфинкс», 1808-1827 г.

Преисполненный решимости доказать свой талант, молодой Жан Огюст Доминик Энгр посвятил себя истории живописи, самого уважаемого жанра в Академии. Верный своей неоклассической подготовке, Энгр выбрал свой предмет из греческой мифологии, однако он отходит от стоических героев Давида. Здесь можно видеть, как трагический герой Эдип столкнулся с загадкой Сфинкса.

Страшная угроза представляется зловещей кучей человеческих останков, усугубленной компаньоном Эдипа, показанным на заднем плане убегающим в ужасе. Хотя картина сосредоточена на классической мужской обнаженной фигуре, повествование более сложно, чем моральная вселенная Давида, и предлагает шаг в сторону сложной психологии романтизма. Правильный ответ Эдипа позволит ему избежать смерти и продолжить путь к Фивам, но его судьба обречена.

апофеоз гомера энгр

Судьба картины

Когда Энгр отправил картину в Париж, он получил прохладную оценку; критики утверждали, что контуры не были достаточно четкими, освещение было тусклым, а соотношение между фигурами было недостаточно выражено.

Следует отметить, что Жан Огюст Доминик Энгр не уклоняется от темной стороны истории: драматическая светотень, созданная восходящим светом, придает картине зловещий обертон. Это тонко предвещает трагическую судьбу Эдипа, а именно брак с его матерью Иокастой и возможной смертью. У Зигмунда Фрейда, который затем популяризировал греческий миф в своей формулировке Эдипова комплекса, над диваном в кабинете висела печатная копия этой картины.

La Grande Odalisque, 1814

В своей картине «Большая одалиска» Энгр демонстрирует как свою академическую подготовку, так и склонность к экспериментам. Действительно, изображение идеализированной обнаженной фигуры близко к классическим изображениям Афродиты в Древней Греции. Наклоняющаяся женщина была популярным мотивом с момента Возрождения. «Венера из Урбино» Тициана, безусловно, была важным примером для Энгра.

По теме:  Можно ли заняться сексом в 16 лет: моральный, физический и правовой аспект вопроса

большая одалиска

Особенности картины

Здесь художник продолжает эту традицию, рисуя фигуру посредством серии извилистых линий, которые подчеркивают мягкие кривые ее тела, а также помещают женщину в богатое пространство, украшенное блестящими тканями и тщательно подробными драгоценностями. Хотя он изобразил тело со скульптурной поверхностью и чистыми линиями, связанными с неоклассицизмом, в этой картине хорошо видны некоторые искажения.

Женщине понадобились бы два или три дополнительных позвонка, чтобы достичь такой драматической, скрученной позы, точно так же ноги фигуры кажутся несоразмерными, левая удлиненна и отличается по размеру в бедре. Результат парадоксален: она поразительно красивая и невероятно странная.

Способность Энгра объединить элементы неоклассической линейности и романтической чувственности, сопротивляясь легкой категоризации, послужила моделью для будущих авангардистов.

Античные мотивы

Картина Энгра «Апофеоз Гомера» была написана в 1827 году. Художнику было поручено украсить потолок в Лувре, чтобы совпасть с открытием Музея, который был призван продемонстрировать культурное превосходство Франции и тем самым укрепить легитимность своего монарха. Критически важным для этого было создание континуума, который простирался от древнего мира до современной Франции, и, таким образом, эта картина стала проектом политической и культурной легитимации.

Апофеоз Гомера

Художник чтит Гомера как создателя западной цивилизации. Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы, и в окружении олицетворений его двух шедевров, «Илиады» (слева, меч, лежащий рядом с ней) и «Одиссея» (справа, весло прислонилось к его ноге). Гомер окружен более чем 40 фигурами западного канона, в том числе греческим скульптором Фидиасом (держащим молоток), великими философами Сократом и Платоном (повернутыми друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александром Великим (в крайнем правом углу в золотой броне) и других.

Энгр также включил фигуры из последних веков. Под Александром Великим сидит Микеланджело с чертежной доской в руке. Уильям Шекспир стоит рядом с художником Николасом Пуссеном внизу слева, вместе с Моцартом и поэтом Данте. Герой и вдохновитель Энгра, Рафаэль, одет в темную тунику, он соединил руки с греческим художником Апеллесом, и между ними, в основном скрытая фигура с юношеским лицом, предположительно, является портретом самого молодого Жана Огюста. Независимо от того, является ли это автопортретом, художник четко определил свою культурную родословную и подтвердил превосходство классических ценностей.

По теме:  "Мастеркард Стандарт": виды, назначение карты, условия получения, рекомендации и отзывы

портрет Каролины Ривьер

Воображаемый Восток

Картина Жана Огюста Доминика Энгра «Турецкая баня» — это одна из его самых сложных композиций. Кажется, что тела выходят за пределы круглого холста, теснота пространственной глубины умножает и без того большое количество тел. Энгр демонстрирует постоянный интерес к колониальным темам. Открытая чувственность фигур поражает, так как их конечности переплетаются, чтобы показать доступный, экзотический эротизм.

Здесь художник снова объединяет элементы неоклассицизма и романтизма. Его извилистые линии граничат с текучестью арабески, хотя он подчеркивает скульптурную поверхность и точные переходы. Здесь он тоже пользуется художественной свободой при представлении человеческой анатомии — конечности и торсы фигур искажаются ради достижения более гармоничной эстетики, и все же в них видна особая манера академика.

Никогда не путешествовавший на Ближний Восток или в Африку, Энгр был вдохновлен письмами аристократки XVIII века Леди Мэри Монтегю, копируя ее записи в Османской империи в собственные заметки. В одном письме Монтегю описала переполненную баню в Адрианополе: «Голые женщины в разных позах … некоторые беседуют, другие пьют кофе или дегустируют сорбет, а многие потягиваются беззаботно». В этой картине Энгр перевел ощущение вялой релаксации в телах своих фигур, украшенных тюрбанами и богато вышитыми тканями, связанными с воображаемым Востоком.

По заказу принца Наполеона в 1852 году картина первоначально была показана во дворце Пале, затем ее вернули Энгру, который продолжал активно ее модифицировать до 1863 года. Наконец, он решил радикально изменить традиционный прямоугольный формат картины в тондо, увеличивая чувство сжатия фигур. Только в 1905 году картина была показана публично. Даже тогда его дебют в Salon d’Automne считался революционным. Энгр был с энтузиазмом воспринят развивающимся авангардом.

«Обет Людовика XIII», 1824

Когда Энгр покинул Париж в 1806 году, он поклялся, что не вернется, пока не станет признанным серьезным и значительным мастером. Эта работа 1824 года способствовала его победоносному возвращению. Монументальная картина более четырех метров в высоту представляет сложную тему, которая объединила исторические и религиозные образы.

По теме:  Акция «Пригласить друга в World of Tanks»: как получить бонусы и вознаграждение

Сцена картины Энгра посвящена знаменательному моменту царствования короля Людовика XIII, когда он посвятил Францию Деве Марии. Этот акт отмечался как ежегодный праздник до революции 1789 года, затем, после возвращения Бурбонов на французский престол, он был восстановлен. Это был, таким образом, исторический эпизод с очень специфическим современным смыслом. Картина демонстрирует способность Энгра объединить исторический и современный перевод классической сцены в упрощенную визуальную лексику XIX века.

Повествование потребовало, чтобы Энгр тщательно балансировал композицию между земным царством Людовика XIII и небесной сферой выше. Жан Огюст создал две разные атмосферы, чтобы различать пространства, купая Деву Марию в теплом, идеализированном сиянии, и более конкретно подчеркивая, материальность и текстуры Людовика XIII.

Через год после этого успеха Энгр был награжден орденом Почетного легиона и избран членом Академии.

жан огюст доминик энгр источник

Самая красивая фигура французской живописи

Работа над картиной Жана Огюста Доминика Энгра «Источник» была начата во Флоренции около 1820 года и не была завершена до 1856 года в Париже. Когда он завершил картину, ему было уже семьдесят шесть лет.

На картине изображена обнаженная девушка, стоящая у скал и держащая в руках кувшин, из которого течет вода. Таким образом, она представляет источник воды или источник, который в классической литературе является священным для Муз и поэтического вдохновения. Она стоит между двумя цветами и обрамлена плющом, растением Диониса, бога беспорядка, возрождения и экстаза. Вода, которую она наливает, отделяет ее от зрителя, поскольку реки отмечают границы, пересечение которых символически важно.

Некоторые историки искусства полагают, что в этой картине Энгра есть «символическое единство женщины и природы», где цветущие растения и вода служат фоном, который художник наполняет «вторичными атрибутами» женщины.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.