Стиль модерн в искусстве

0
(0)

Модерн в искусстве — это художественное направление, процветавшее в период между 1890 и 1910 годами по всей Европе и США. Для него характерно использование длинной, извилистой линии. Чаще всего элементы этого стиля использовались в архитектуре, проектах интерьера, ювелирных изделиях и дизайне стекла, плакатах и ​​иллюстрациях. Это была целенаправленная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, который доминировал в большей части искусства и дизайна 19-го века.

Название

Как утверждает история искусств, модерн появился сначала в Англии и вскоре распространился на европейский континент. Там он был известен под разными названиями: югендштиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezessionstil) в Австрии, флорель или либерти (Floreale или Liberty) в Италии и модернизмо или модерниста (Modernismo или Modernista) в Испании, во Франции он получил название ар-нуво (art nouveau). Термин «модерн» был придуман галереей в Париже, которая выставляла большую часть работ этого направления.

В Англии непосредственными предшественниками стиля стали эстетизм иллюстратора Обри Бердсли, который много внимания уделял выразительным качествам органичных линий и движения, представленным в работе «Искусство и ремесло» Уильяма Морриса, который установил важность жизненного стиля в прикладном искусстве. На европейском континенте на развитие стиля модерн также влияли эксперименты с выразительностью линий художников Пола Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Частично развитие этого направления было вдохновлено модой на японские гравюры укие-э.

орнамент в стиле модерн

Известные представители

Было много художников и дизайнеров, которые представляли стиль модерн в европейском искусстве и искусстве Америки. Среди наиболее известных был шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош. Он специализировался преимущественно на геометрической линии и особенно повлиял на австрийский модерн. Бельгийские архитекторы Генри ван де Вельде и Виктор Орта своими чрезвычайно извилистыми и деликатными структурами оказали влияние на французского архитектора Гектора Гимара, еще одну важную фигуру в этом художественном направлении.

К этому списку стоит добавить американского производителя стекла Луиса Комфорта Тиффани, производителя французской мебели и дизайнера металлоконструкций Луи Мажореля, чешского графического дизайнера-художника Альфонс Муху, французского дизайнера стекла Рене Лалика, американского архитектора Луиса Генри Салливана, который использовал изделия ар-нуво, чтобы украсить свои традиционно структурированные здания, испанского архитектора и скульптора Антонио Гауди, возможно, самого оригинального художника, который вышел за рамки привычного, чтобы превратить здания в извилистые, ярко окрашенные органичные конструкции.

Дальнейшее развитие

После 1910 года модерн в искусстве 20 века казался старомодным и ограниченным и, как правило, использовался как декоративный стиль. Однако в 1960-х годах его реабилитировали, в частности, благодаря крупным выставкам, организованным в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1959 г.) и в Национальном музее современного искусства (1960 г.), масштабной ретроспективе Бердсли, проведенной в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году.

Выставки повысили статус этого художественного направления, которое часто рассматривалось критиками как проходящая тенденция, до уровня других крупных направлений современного искусства конца XIX века. Затем направление возродились в стилях поп-арт и оп-арт. Цветочные органичные линии в стиле модерн были возрождены как новый психоделический стиль в моде и в типографии, его использовали на обложках альбомов рок- и поп-музыкантов и в коммерческой рекламе.

лампа в стиле модерн

Создание направления

Этот современный стиль считался попыткой создать международное направление в искусстве, основанное на декоративных элементах. Как направление в искусстве, модерн был разработан энергичным и блестящим поколением дизайнеров и художников, которые стремились создать художественную форму, соответствующую современности.

По теме:  Рядный двигатель: виды, устройство, преимущества и недостатки

Во многих отношениях это был ответ на промышленную революцию. Технологический прогресс был встречен художниками, которые освоили эстетические возможности использования новых материалов в их произведениях. Впервые стиль модерн в искусстве появился в 1893 году, когда Виктор Орта в качестве декоративного элемента в домах буржуа в Брюсселе представил железо и литье.

Художники, работавшие в этом направлении, разделяли убеждение, что все искусства должны работать в гармонии, чтобы создать «общее произведение»: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда — все должно соответствовать принципам модерна.

интерьер в стиле модерн

Что отличает ар-нуво от других стилей

Как направление в искусстве, модерн характеризуется использованием извилистых, длинных органических линий наряду с умеренными и темными цветами. Наиболее часто используемые цвета – желтый, горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый и некоторые фиолетовые и синие оттенки.

Другие особенности представлены гиперболами, параболами и обычными лепными украшениями, которые как будто оживают и вырастают в форме растений. Украшение как структурный символ считается частью растущей силы природы. Художники создают органичный и прозрачный мир с цветочными элементами, включая тюльпаны, подсолнухи, васильки и т. д. в сочетании с линиями и простыми волнистыми поверхностями.

Основные области, в которых проявился стиль ар-нуво

Стиль модерн в искусстве считался «тотальным», это означает, что он включает в себя иерархию различных видов, таких как:

  • Архитектура.
  • Дизайн интерьера.
  • Декоративное искусство, включая мебель.
  • Текстиль.
  • Ювелирные изделия.
  • Серебро.
  • Освещение и другие предметы интерьера.
  • Различные виды изобразительного искусства.
  • Плакаты и иллюстрации.

Архитектура

В архитектуре стиль модерн в первую очередь демонстрирует синтез орнамента и структуры. Этот тип характеризовался либеральным сочетанием материалов, таких как стекло, железо, керамика и кирпичная кладка. Как особый стиль искусства модерн в архитектуре использовался в создании интерьеров, в которых колонны становились толстыми лозами с расширяющимися усиками, а окна — отверстиями, которые пропускали воздух и свет, дополняя цельный образ. Этот подход был прямо противоположным традиционным архитектурным ценностям и ясности структуры.

Здания в стиле модерн имеют следующие особенности: асимметричные формы, изогнутое стекло, широкое использование арки и изогнутых форм, мозаика, растительные украшения, витражи и японские мотивы.

Классическим примером является Casa Mila — жилой дом, построенный Гауди для семьи Мила (1905-1907), показывающий, как разные части органически связаны с базовым планом.

Одним из высших качеств архитектуры в стиле модерн является использование теории структуры для раскрытия строительных элементов здания. Очень часто железо становится видимым элементом фасада, чаще всего выполняя декоративную функцию.

Стекло в основном используется в сочетании с железом. Стеклянная стена также получила значительное независимое развитие в эпоху модерна. Большое предпочтение оказывалось и лестницам. Стеклянные и железные, их все чаще использовали в проектах знаменитые архитекторы.

Дизайнеры в стиле модерн выбрали и модернизировали некоторые абстрактные элементы стиля рококо, а также выступали за использование очень стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения в своих произведениях. Таким образом, в архитектуре появились многочисленные элементы в форме травы, насекомых, водорослей и тому подобного.

здание А. Гауди

Печать в стиле модерн

Типографские изделия являются ключевыми в понимании этого направления искусства. Например, литография «Тропон» Анри ван де Вельде (1898) показывает отличительные цветовые варианты печати в стиле ар-нуво: сочетание бледно зеленого цвета, яркой охры и оранжевого. Цвета были объединены с буквами слова «тропон». Простая композиция сочетает в себе новый стиль выбора цвета с извилистыми линиями.

По теме:  Лучшие бары Белгорода: адреса и отзывы

Двухмерные элементы в стиле модерн использовались в различных популярных формах, таких как плакаты, рекламные объявления, этикетки и журналы. Стиль считался экстравагантным благодаря использованию изогнутых линий («удар кнутом») и часто цветочным мотивом. Но, возможно, коммерческое применение стиля придавало ему особую привлекательность.

Многие прекрасные плакаты в стиле модерн сохранились до сегодняшнего дня, потому что их часто использовали в качестве объектов коллекционирования. Технологический прогресс в литографической печати позволил широко использовать цветную печать. Это, в свою очередь, сделало графический стиль модерна широкодоступным. Рекламные плакаты издавались большими тиражами, чтобы можно было продавать больше копий коллекционерам.

Тенденции в живописи

В попытке проанализировать роль, которую играет ар-нуво в эволюции живописи, следует начать с заявления о том, что его появление явилось реакцией, направленной против импрессионизма (за исключением немецкой культуры). По сути, этот стиль представлял собой протест против развития поверхности и линии. В изобразительном искусстве модерн, фактически, означал конец иллюзионистской концепции формы.

Изображения имеют большое значение для контекста посредством того, как линии передают атмосферу картины или отражают значимость декоративных элементов. Это течение можно также воспринимать как предшественника экспрессионизма. В то же время в стиле ар-нуво подчеркивается не только декоративная сторона, но и уникальная ценность в живописи в целом.

Г. Климт. Женщина в золотом

Изделия из стекла

Модерн в декоративном искусстве представлен в разных областях. Стекольное производство было одной из тех областей, где он нашел большую возможность для выражения. В качестве примера можно представить работы Луиса Комфорта Тиффани в Нью-Йорке, Эмиля Галле и братьев Даума в Нанси, Франция, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго.

Ювелирные изделия периода ар-нуво

Основным источником вдохновения для ювелирных изделий в стиле ар-нуво была природа. Работы были дополнены новыми уровнями виртуозности в эмалировании и внедрением новых материалов, таких как полудрагоценные камни и опалы.

Художники-ювелиры также нашли вдохновение в японском искусстве, они продемонстрировали более специализированный подход в использовании японских навыков металлообработки, создали новые темы и по-новому подошли к изображению орнамента.

украшения в стиле модерн

Влияние на современный дизайн

Хотя это художественное направление стремительно теряло свою популярность (после 1910 года эпоха модерна в искусстве завершилась), его значение в прикладном искусстве и архитектуре остается весьма значимым. Можно сказать, что этот стиль имеет полное право занимать особое место в истории искусства.

Движение в стиле модерн оказало большое влияние на иллюстраторов, художников и развитие торговли печатными изданиями в Соединенных Штатах, включая период возрождения этого художественного направления во время послевоенного движения хиппи 1960-х годов. Даже сегодня некоторые из лучших образцов того времени, выполненных в этом стиле, можно увидеть практически во всей индустрии визуальных коммуникаций — например, портрет Мэрилин Монро для Visages De Renom от нью-йоркского иллюстратора Ле Каца или работы Милтона Глейзера и его студии Push-Pin.

За последние двадцать лет в стиле модерн в искусстве наблюдалось некоторое оживление, обусловленное развитием постмодернизма. Художники во всем мире используют его элементы для вдохновения. Они включают извилистые линии, цветочные элементы, природные особенности и характерные цвета.

Россия

В Российской империи модерн в современном искусстве, пожалуй, был одним из самых влиятельных художественных и архитектурных направлений, которое сформировало появление некоторых городов в том виде, в котором мы привыкли их видеть: Петербурга и, в меньшей степени, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других.

По теме:  Фильмы с интригой и закрученным сюжетом: рейтинг, описание, рецензии и отзывы

В русской архитектуре это направление было первым буржуазным стилем, в большей степени даже купеческим, появившимся на рубеже XIX-XX веков. В этот период такое направление в архитектуре в ходе своего формирования и развития как бы повторяет эволюцию архитектуры России: от барокко, вдохновлявшегося древнерусской архитектурой, до классицизма, преодолевая романтизм и достигая высот классики Возрождения именно в XIX веке, получившем название Золотого века русской культуры.

М. Врубель. Демон сидящий

Первым объединением художников, занимавшимся развитием модерна в русской культуре, стал «Мир искусства». Его представители стремились к модерну и символизму и отдавали приоритет эстетическому началу в искусстве, противопоставляя его остросоциальной направленности, свойственной передвижникам. В разное время это объединение было представлено художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. А. Сомовым и другими. Близкими им по духу были И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон и другие.

Если направленность творчества некоторых художников, представлявших объединение «Мир искусства», можно рассматривать как чистый эстетизм, то основой творчества Серова, Левитана, Серебряковой была природа. Они стремились выявлять ее красоту, внося ее в жизнь человека. Такого же рода эстетика была свойственна и А. П. Чехову. Архитектора Ф. О. Шехтеля считали одним из самых выдающихся представителей модерна в русском искусстве. Он, как и Левитан, был выпускником Училища живописи, ваяния и зодчества. Именно в это же время шло формирование выдающегося русского писателя, который в то время был студентом медицинского факультета Московского университета.

В ту эпоху появилось много выдающихся деятелей русского искусства. Шехтель занимался строительством частных особняков, одним из самых ярких примеров этого является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-1902), включая все его внутреннее убранство. Также архитектор занимался возведением доходных домов, зданий торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Искусство модерна в России, в том виде, каком оно проявило себя в Москве, называют еще неорусским стилем. Примером этого могут быть фасад Третьяковской галереи, который выполнялся по проекту В. М. Васнецова, выполненный в том же стиле Ярославский вокзал, автором которого был Шехтель, или Казанский вокзал, проект которого создал архитектор А. В. Щусев. Для русского модерна в Петербурге был характерен очевидный поворот в сторону неоклассицизма, что позже отмечалось также и в архитектуре Москвы. Здание Азовско-Донского банка, автором проекта которого был Ф. И. Лидваль, похоже на итальянский дворец эпохи Возрождения. В аналогичном стиле был спроектирован и построен особняк Г. А. Тарасова в Москве на Спиридоновке, который построил архитектор И. В. Жолтовский.

Модерн в русской живописи стал эпохой появления великолепных произведений. Это направление в России в первую очередь было своего рода умонастроением. Новое веяние привело к обновлению выразительных средств, которые использовали такие выдающиеся художники, как Левитан, Серов, Врубель, а в литературе — Чехов, объединивший в своем творчестве классику и модерн. Художники, объединившиеся в «Мир искусства», отходя от передвижничества, стали представителями этого стиля в его самый поэтический период.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.