Что такое глубина резкости в фотографии?

В теме сегодняшней статьи попробуем раскрыть такое понятие, как ГРИП. И речь в данном случае идет не о распространенном заболевании, а о глубине резкости в фотографии. Полностью это звучит так – глубина резко изображаемого пространства.

На снимке можно разглядеть лишь один объект

Каждый человек, деятельность которого связана с подобной сферой, прекрасно знает, что обозначает это определение. Но и нам, рядовым пользователям, хочется кое в чем разбираться. В особенности это касается начинающих фотографов.

Общие сведения

Многие из нас даже не подозревают о том, что каждый человек сталкивается с глубиной резкости в привычной жизни. Но разве такое возможно? Ответ кроется в нашем зрении. Для убедительности этих доводов стоит привести простой пример.

Возьмем для начала лист бумаги и проделаем в нем небольшое отверстие размером 2 см в диаметре. Расположите его от глаз на расстоянии 20 см и попробуйте сделать так, чтобы одновременно разглядеть сам лист бумаги и то, что находится в пределах отверстия. Возможно ли такое?! А если теперь закройте его с другой стороны рукой, что тогда? На этом несложном примере и объясняется глубина резкости.

Профессиональный термин

С глубиной резкости мы уже ознакомились – это то пространство на фотографии, на котором объект съемки выглядит максимально резко, то есть отчетливо, а все остальное размывается. В то же время стоит понимать, что глубина резкости в фотографии – понятие довольно субъективное и условное, поскольку у каждого человека индивидуальное зрение и восприятие.

В качестве подтверждения можно рассмотреть многочисленные фотографии, заполонившие Интернет. Глядя на них, можно понять, что у всех людей сугубо свое восприятие резкости изображения.

Вся суть глубины резкости отражена в еще одной фотографии

С профессиональной точки зрения вместо разговорного термина «глубина резкости» используется именно аббревиатура ГРИП, что отражено в многочисленных источниках в Интернете либо специализированных журналах.

Для любого специалиста, деятельность которого связана с профессиональной съемкой, ГРИП – это отнюдь не некое абстрактное понятие! Эти люди видят здесь гораздо большее – мощный инструмент по акцентированию внимания на каком-либо конкретном объекте. С его помощью можно отобразить все окружение в максимальной четкости по всей поверхности кадра либо же эффектно размыть передний или задний план согласно задумке или по мере необходимости.

Техническая сторона вопроса глубины резкости в фотографии

Простой пример с листом бумаги, который был выше рассмотрен, показывает, что аналогичным образом устроен любой фотоаппарат – увеличение глубины резкости приводит к более четкому фокусу. В ином случае фокусная плоскость станет хуже. Если взглянуть на какую-нибудь фотографию, то ближайшее окружение (будь это человек, предмет или небольшая группа объектов) будет в фокусе, а все остальное будет размыто. Иными словами мы концентрируемся на том, что ближе всего расположено к нам, а дальнее окружение упускается из виду.

По теме:  Метрополитен Нижнего Новгорода: строительство, схема

Любому начинающему фотографу необходимо знать, что такое глубина резкости в фотографии

В устройстве любого фотоаппарата глубина резкости находится в прямой зависимости от нескольких важных параметров:

  • светосила объектива;
  • расстояние до объекта;
  • фокусное расстояние.

Говоря простым языком, ГРИП – это тот участок или область, где снимаемый объект виден с максимальной четкостью и резкостью. Но что это нам дает?

Объяснение характеристик

Что есть глубина резкости в фотографии для начинающих? Светосила рассчитывается по простой формуле: f/«число». И чем это «число» меньше, тем больше светосила объектива. Соответственно, глубина резкости уменьшается. При этом расстояние до объекта или группы предметов тоже имеет значение. Чем дальше они расположены, тем больше глубина резкости в итоге получится. Если сделать два снимка с разного расстояния, к примеру, пусть это будет 5 метров и 50 см – глубина резкости на фотографиях будет разительно отличаться.

Иными словами, если на фотоаппарате-мыльнице выставить режим макросъемки и что-либо сфотографировать с расстояния 2-3 сантиметра, в итоге получится размытый фон, поскольку площадь матрицы здесь довольно маленькая.

Теперь стоит затронуть фокусное расстояние – с его увеличением глубина резкости снижается. Иными словами, на широком угле (короткий фокус) глубина резкости получится просто громадной, тогда как при маленьком угле (длинный фокус) глубина резкости будет мизерной.

От чего зависит глубина резкости на фотографиях?

Что характерно, для портретной съемки необходима именно малая глубина резкости. Это позволяет выделить модель от остального окружения, которое не удостаивает внимания. От чего зависит глубина резкости на фотографиях помимо уже перечисленных факторов?

Величина диафрагмы

По сути, диафрагма представляет собой элемент конструкции объектива, который способен регулировать диаметр отверстия, пропускающего поток света на пленку (в старых аппаратах) или матрицу (современные приборы). Иными словами, количество проходящих световых волн настраивается именно диафрагмой.

На английском языке данный элемент носит имя – aperture, однако в общепринятой маркировке для обозначения степени открытия диафрагмы используется латинская буква – F. С раскрытием отверстия снижается глубина резкости, ровно и наоборот.

Максимальное и минимальное значение диафрагмы во многом зависит от конструктивных особенностей конкретного объектива. Зачастую в комплект поставки многих фотоаппаратов входит объектив с минимальным показателем диафрагмы – f/3.5.

По теме:  «Почаще»: слитно или раздельно? Как написание зависит от части речи?

Глубина резкости в фотографии в зависимости от светосилы

Помимо глубины резкости в фотографии, диафрагма способна оказывать влияние на выдержку. Чем большее количество света способен пропускать объектив, тем меньшее время камере необходимо держать затвор в открытом состоянии.

Кроп-фактор матрицы фотоаппарата

В ту эпоху, когда фотографии делались с использованием 35-миллиметровой пленки, этого понятия не было в помине. Стандарт был единым, и поэтому не было никакой путаницы. Но с развитием прогресса перед многими производителями появились новые возможности для изготовления электронных светочувствительных сенсоров, причем практически любого размера. Так началось зарождение эры цифровой фотографии.

Теперь кроп-фактор является основным показателем, который влияет на глубину резкости в фотографиях, соответственно, и качество снимков. А значит, и на выбор фотоаппарата. А между тем кроп-фактор (crop factor) тесно связан с 35-мм пленкой, поскольку это коэффициент, обозначающий разницу, существующую между размером матрицы цифрового прибора и традиционным пленочным кадром (35 mm). Вычисляется путем соотношения диагонали стандартного кадра (43,3 мм) к диагонали кадра с неполной матрицей.

Здесь все время упоминается диагональ кадра, так как кроп-фактор базируется именно на этом параметре. Но чтобы визуально увидеть отличия в размерах, нужно кроп-фактор возвести в квадрат. К примеру, площадь APS-C сенсора CANON (crop factor у него 1,6) будет равна: 1,6 х 1,6 = 2,56. Во столько раз она меньше площади полного кадра.

Границы разных кадров

А поскольку за основу берется полный кадр, соответственно, коэффициент не может быть меньше единицы.

Распространенное ошибочное допущение

О том, что такое глубина резкости в фотографии, простым языком уже было сказано. Но начинающим фотографам необходимы правильные знания в отношении кроп-фактора. Можно встретить ошибочное мнение, что этот коэффициент способен увеличить фокусное расстояние объектива, чего в действительности не происходит. Меньшие размеры матрицы могут уменьшить угол обзора объектива, тем самым снижая поле зрения кадра. Иными словами, в итоге мы имеем не что иное, как вырезанную центральную часть полного кадра.

А с учетом того, что электроника автоматически масштабирует изображение на экран и растягивает его, создается иллюзия увеличения фокусного расстояния. На самом деле, реальное фокусное расстояние объектива каким было, таким и осталось, и оно всегда указывается в отношении полного кадра.

Область применения

Оптимальная глубина резкости подбирается в зависимости от задач съемки. Многие начинающие фотографы допускают самую распространенную оплошность – делать снимки с помощью приобретенного недавно светосильного объектива с максимальным раскрытием диафрагмы. Да, в некоторых случаях это оправдано, но далеко не всегда.

По теме:  Сериал "Фарго", 3 сезон: актеры, сюжет, отзывы

Портретная съемка

Как настроить глубину резкости в фотографии? Снимая портрет с небольшой глубиной резкости, может оказаться так, что в зоне резкости будут лишь глаза, тогда как кончик носа будет размыт. Получится ли это красиво в результате – вопрос спорный. Но если у человека голова слегка повернута в сторону, то четким получится ближний глаз, а вот удаленное око будет вне зоны резкости. Такой снимок выглядит вполне естественно.

В связи с этим, нет необходимости всегда полностью раскрывать диафрагму, и в большинстве случаев лучше прикрыть ее на пару ступеней. В итоге и глубина резкости будет оптимальной, и размытие будет в допустимых пределах.

При желании выполнить групповой снимок возникает необходимость в оптимальной ГРИП. Для этого диафрагма должна прикрываться сильнее – в диапазоне значений от f/8 до f/11 при хорошем освещении вне помещений.

Гиперфокальное расстояние (ГР)

Существует еще один важный термин, который объединяет вместе коммерческую фотографию и глубину резкости – гиперфокальное расстояние или ГР. Под этим определением следует понимать расстояние, начиная с которого вне зависимости от степени раскрытия диафрагмы все объекты и предметы будут с максимальной резкостью. То есть это та же самая ГРИП, но с фокусировкой на бесконечность.

При этом важно учесть некоторые моменты:

  • С увеличением степени раскрытия диафрагмы возрастает и ГР.
  • Чем шире угол у объектива, тем меньше ГР.

У сверхширокоугольных объективов значения ГР начинаются с двух-трех метров, что довольно близко.

Особенность портретной съемки – дальнее окружение слегка размыто

Что касается дальнофокусных, то здесь фигурируют куда большие расстояния – от 100 метров и более. По этой причине для создания пейзажей отдается предпочтение преимущественно значениям закрытой диафрагмы и широкоугольным объективам.