История советского бокса: парень из Сталино

0
(0)

Это странно, но вся сухая спортивная биография выдающегося, без сомнения, советского боксера Александра Ягубкина умещается в нескольких абзацах. Четырёхкратный чемпион СССР, абсолютный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Европы, двукратный обладатель Кубка мира, чемпион мира. Заслуженный мастер спорта СССР. Но на самом деле не так все просто. Например, уже вопрос о том, как этот несомненный на тот момент лидер мирового любительского тяжелого дивизиона умудрился проскочить мимо олимпийского золота, уже должен вызывать интерес. А он проскочил мимо самого престижного титула целых три раза. И все три не по своей вине.

Пацан с Петровки

Александр Ягубкин успел родиться в Сталино. Теперь это Донецк. А год рождения тогда еще будущей звезды советского бокса — 1961-й, — последний год существования города под прежним названием. Семья шахтерская. Екатерина Григорьевна, мама, работала машинистом подъемника, Геннадий Леонтьевич, отец, трудился горнорабочим очистного забоя. Жили на Петровке. Есть такой район в Донецке — Петровский. Район шахтерский и… хулиганский. Жесткий. Как однажды сказал сам Ягубкин, на Петровке много кто боксом занимался, в том числе двукратный чемпион Европы Владислав Засыпко и чемпион Европы Александр Ткаченко. Ягубкин объяснял это просто: в бокс, мол, из центра не идут, в бокс идут из шахтерских районов. Говорят, что много позже, когда у звездного советского боксера брали интервью иностранные журналисты и спрашивали, откуда он, Александр, отвечая, что он из Донецка, тут же непременно добавлял: «С Петровки».

Золото на шахте

История советского бокса: парень из Сталино

Существуют истории о том, что Александр Ягубкин, уже будучи известным и даже титулованным боксером, каждую громкую победу отмечал на шахте. Ну, как отмечал? Ехал на родительскую шахту с медалью. Как бы напоминал и себе, и горнякам, кто он, и что он — плоть от плоти своего города и своего района.

Чтобы уберечь от травм

Самое интересное, что в бокс Ягубкин попал в результате желания мамы… уберечь сына от травм. Поначалу-то Александр занимался плаванием и играл в футбол. А дальше, как он сам рассказывал, была травма колена. Даже зашивать пришлось. Мать, видимо, решила поберечь сына от нагрузок. Плавание пришлось бросить. Зато этим воспользовался двоюродный брат и привел тринадцатилетнего Александра в секцию бокса. Кстати, многие считают, что в смысле травмоопасности бокс даже погуманней футбола. Трудно сказать, футболисты, конечно, знатно друг друга бьют. Но, согласитесь, в основном не специально и точно не метят в голову или в печень. Так что тут, как говорится, бабушка надвое сказала.

Тренер по случаю

История советского бокса: парень из Сталино

А действительно, как не назвать это хотя бы знаком судьбы? Ведь и сам Котов вполне мог бы и не стать тренером. И тогда Ягубкин попал бы к каком-нибудь другому тренеру. И кто знает, как сложилась бы в таком случае его боксерская судьба? Ведь Котов, несмотря на то что и сам кандидат в мастера спорта по боксу, не думал о том, чтобы посвятить боксу всю свою жизнь. Он, между прочим, закончил авиационный техникум в Саратове. Но однажды он попал в больницу с серьезной травмой, лечился там несколько месяцев, а когда выписался, ему и предложили попробовать себя в качестве тренера. Было это в Донецке. Он увлекся, отучился в Донецком техникуме физкультуры. Так и пошло. Талантливые и в той или иной мере успешные ученики у Котова были всегда. Но Ягубкин стоит, конечно, особняком. Тренер сам рассказывал, что очень скоро понял, какой перспективный паренек к нему попал.

По теме:  Кофры Givi - полезные аксессуары для любого мотоцикла

Чем брал Ягубкин?

История советского бокса: парень из Сталино

Александр Ягубкин как начал побеждать с ранней юности, так и побеждал всю свою боксёрскую карьеру. Не без поражений, разумеется, но в любительском боксе вообще без поражений не обходится. Главное, чтобы вал побед перекрывал досадные проколы. Так чем же брал донецкий боксер своих соперников? Специалисты отмечают его высокую маневренность, движение. Дело в том, что азы техники он получал, когда еще не был тяжеловесом, и мастерство оттачивал постепенно. И как-то так получилось, что, набирая вес, он не утратил той манеры боя, которую демонстрируют обычно боксеры гораздо более легких весов. Его можно было бы сравнить, к примеру, с Сериком Конакбаевым. Но, в отличие от Конакбаева, Ягубкин дрался в тяжелых весах, где игровая манера боя — большая редкость. Его соперники иногда просто терялись, не зная, как поспеть за его перемещениями и что делать с его джебами. Если сравнивать «парня с Петровки» с боксерами-профессионалами из тяжелой категории, то это, пожалуй, Мохаммед Али в его лучшие годы. И это сравнение кажется вполне уместным. Тем более, что характера у Ягубкина вполне хватило бы и на карьеру в профессиональном боксе — гораздо более изматывающем и жестком, нежели любительский.

Донецкий характер

Что касается характера, то здесь уместно будет вспомнить об одном случае, который ярко показывает, каким характером обладал Ягубкин. Да и его тренер — Котов. В бою на одном из турниров Александр получил травму во втором раунде. Он опасался, что сломал ногу. В перерыве между раундами Котов осмотрел ногу и сказал, что перелома нет, хотя сам боксер еле терпел боль. В результате Ягубкин не только вышел на третий раунд, но, боксируя практически на одной ноге, выиграл бой. А ушел с ринга, опираясь на тренера. Затем с этой травмой он выиграл еще несколько боев и весь турнир.

По теме:  Морковно-творожный пирог: простые рецепты

Мимо Олимпиады

История советского бокса: парень из Сталино

Так как все-таки так вышло, что спортсмен, выигравший в любительском боксе все, что можно, причем во времена, когда любительский бокс был не в пример сильнее того, что мы видим в нем сейчас (просто путь в профи для любителей из соцстран был закрыт, и сильнейшие спортсмены реализовывали свои амбиции именно в любительском боксе), «пролетел» мимо олимпийского золота или хотя бы медали другого достоинства? Ведь олимпийская медаль любого достоинства — это, пожалуй, самая почетная награда в любительском спорте. А очень буднично все произошло. На московскую Олимпиаду 1980 года Ягубкин, не попал, потому что чиновники решили, что он больно молод. Ну, что ж, Александр стал готовиться к следующей Олимпиаде. Но следующая Олимпиада, 1984 года, проходила, как известно, в Лос-Анжелесе, куда советская команда не поехала, бойкотируя ее за то, что американцы бойкотировали Олимпийские игры в Москве. Но ничего! «Пацан с Петровки» продолжал тренироваться, выигрывать и готовиться к следующий Олимпиаде. Но и здесь, как в случае с его первой возможностью завоевать олимпийское золото, вмешались чиновники.

Эквадорские доллары

Чиновники припомнили Александру один давний случай, который, ввиду своей патологической жадности, не могли ему простить. Как-то донецкого боксера пригласили в Эквадор, поспарринговать с тамошним тяжеловесом Кастильо и помочь ему подготовиться к будущим соревнованиям. До этого, кстати, на Кубке мира, Ягубкин подчистую разобрался с ним в финале. В общем, работал наш боксер и с ним, и с эквадорской сборной, потом ему предложили бой, он его выиграл и получил, видимо, за все сразу, отличные премиальные от эквадорской федерации. Огромные деньжищи по тем временам. По словам самого Ягубкина, четыреста тысяч долларов. И что? А то, что в это время в Эквадоре случилось наводнение, пострадало множество крестьян, и Александр всю сумму отдал в пользу этих самых людей, ни у кого не спросив. Как позже рассказывал боксер, он прекрасно понимал, что по возвращении в СССР деньги эти спортивные чиновники у него отберут. К примеру, за победы на матчевых встречах СССР-США ему всего по двести рублей выдавали. Вот и решил Ягубкин, что лучше, чем кормить жадных чиновников, отдать все попавшим в беду людям. И отдал. Этого ему не простили, придирались ко всему и сделали все, чтобы выдавить его из сборной. Так он не попал и на Олимпиаду 1988 года.

С Тайсоном не подрался

История советского бокса: парень из Сталино

В общем, потихоньку Ягубкина выдавили из спорта. Ну, как выдавили? Устроили тренером на ставку сто двадцать рублей. 120 рублей. Звезду советского, да и мирового любительского бокса. В расцвете лет. В те времена на такие деньги прожить было уже сложно. Если помните, страна трещала по швам. Подкрадывались лихие девяностые. И Александр стал… крутить наперстки. Как вспоминал сам боксер, ничего противозаконного в той деятельности тогда не было. Никто никого не заставлял играть. Как, скажем, никто никого не заставляет играть в казино. Мало того, на столбе рядом с импровизированным столом даже объявление соответствующее висело. Дескать, предупреждаем, граждане дорогие, все это сплошной обман. Но люди читали и… все равно играли. Однако мог Ягубкин вырваться из этого болота. В 1989 году ему предложили поехать в Японию и перейти в профессионалы. По крайней мере, попробовать себя на этом новом поприще. Вроде бы японцы даже пообещали провести бой с Майком Тайсоном. Это было бы очень коммерчески выгодно: чемпион мира среди любителей дерется с чемпионом мира среди профессионалов. Ягубкин подписал контракт, стал готовить документы на отъезд, но… Ему ничего не забыли. Срочно была написала, сверстана и опубликована статься «Золотая перчатка под серебряным наперстком» (какое же дурацкое название!), пошел серьезный негативный резонанс и… В общем, в Японию наш чемпион не попал.

По теме:  Куриные зразы с яйцом: рецепт приготовления с фото

Как у всех

Что интересно, тренер Александра, Котов, уже гораздо позже говорил, что огромные премиальные за бой в Эквадоре, как и контракт на бой с Тайсоном, — чьи-то выдумки. Что ж, может быть, это и легенда. Но что было после спорта? А после спорта все было, как у многих известных советских спортсменов, оказавшихся не у дел в период развала Союза. Были, как писали, и пьянство, и связи с криминалом. Кстати, однажды эти связи Ягубкина помогли Сергею Бубке. Кто-то положил глаз на его премиальные, но Ягубкин пообщался с нужными людьми, и Бубку оставили в покое. В общем, всякое было и всякого хватало, но одного не было: подлости. Александр с семьей жил очень скромно, большие деньги к нему не прилипли. Зато он всегда был открыт, и друзей у него было множество. До самой смерти он оставался «пацаном с Петровки» — дерзким, но всегда честным со своими, и жить старался так, как ему сердце подсказывало. Умер выдающийся советский боксер Александр Геннадьевич Ягубкин на родине на пятьдесят третьем году жизни, 7 августа 2013 года. Рассказывают, он часто говорил, что боксеры долго не живут.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.