Архимандрит Антонин (Капустин) прожил яркую жизнь, в равной степени посвятив себя православию, археологии и истории. В его занятиях, помимо служения богу и церкви, была великая любовь к труду прошедших поколений, желание проследить истоки религии и становления народов.
Детство
Архимандрит Антонин (Капустин) родился 12 августа 1817 года в многодетной семье. Со стороны отца Капустины были служителями Церкви и Богу в нескольких поколениях. Мать будущего архимандрита также происходила из семьи священнослужителя. При рождении мальчика назвали Андреем, он был одним из шестерых братьев, девочек в семье было семеро.
Малая родина будущего архимандрита и ученого — Пермская губерния, Шадринский уезд. Православие и церковный уклад определяли стиль и смысл жизни всей семьи. Обучение грамоте было начато в домашних условиях, и первым учителем был отец, а вместо букваря – Псалтырь.
К моменту становления мальчика его отец Иван Капустин был назначен настоятелем Преображенского храма (село Батурино). Семейное обучение было недолгим, в 1826 году мальчик был отправлен для дальнейшего образования в Далматовское духовное училище, где устав жизни учеников был строгим, что немало печалило мальчика.
Юность
Через пять лет, получив диплом об окончании курса, Андрей Иванович Капустин продолжил образование в духовной семинарии Перми, а позднее перевелся в Екатеринославскую семинарию, где ректором был его дядя и священник Иона Капустин. Этот период был благодатным в развитии Антонина, так как открылись его многогранные способности и таланты.
Учителя отмечали разносторонность его интересов – иностранные языки (особенно греческий), рисование, игра на музыкальных инструментах, интерес к астрономии и многому другому. Любовь к стихосложению оставалась с ним до конца жизни. В 1839 году будущий архимандрит становится студентом Киевской духовной академии, по окончанию полного курса ему присваивается степень – магистр богословия. Свою деятельность он продолжает в академии в качестве преподавателя немецкого языка, а позднее и как помощник инспектора.
Монашество и преподавание
Принятие монашества произошло в начале ноября 1845 года, постриг совершал митрополит Киевский Филарет. Через положенное время Антонин получил сан священника. По роду службы, он оставался преподавателем нескольких церковных дисциплин в Киевской академии.
Занятия со студентами давались ему с трудом, обладая подвижным характером и высокой ответственностью, Антонин не знал покоя при подготовке лекций и теоретических материалов. Ему всегда казалось, что он сделал недостаточно много, материал несет мало информации или неполон, иногда он впадал в бессонницу, стремясь довести лекции до совершенства.
В последние годы пребывания на посту педагога, отец Антонин занимался внесением корректорских правок в русский перевод некоторых трудов Иоанна Златоуста. По прибытию в Киевскую академию он начал вести дневники, ежедневно описывая события, и продолжал записи до конца своих дней.
В процессе преподавательской деятельности он изучал большое количество исторических документов, что пробудило в нем тягу к глубинному изучению истоков православия. Об этом он написал в своем дневнике и делился мечтами с близкими людьми. Священный Синод решил поощрить устремления ученого и направил отца Антонина в Грецию на должность настоятеля Афинской миссии.
Мамврийский дуб
Не желая принимать участие в раздорах, архимандрит Антонин (Капустин) решил, что сосредоточит усилия на главной задаче монаха — служении Богу и Церкви. Памятуя о том, что одной из задач миссии является обеспечение крова и безопасности паломникам, он принялся расширять территорию русского правослаия на Святой Земле.
Самым первым его приобретением стал Мамврийский дуб в городе Хевроне. Он был оформлен на постоянного помощника отца Антонина Якоба Халеби, что связано с определенными ограничениями на права приобретения земельных участков в Османской империи. Землю могли покупать частные лица, подданные Порта. Купить Мамврийский дуб было практически невозможно, но смелость, настойчивость, дипломатия и деньги позволили убедить владельца в совершении сделки.
Дуб – одна из христианских святынь, возле него Аврааму явилась Святая Троица. Чтобы расширить территорию, отец Антонин скупил участки земли в округе, что в общей сложности составило 72 тысячи квадратных метров. Первая литургия на этой земле была отслужена в июне 1869 года, постепенно площадка облагораживалась, был построен большой паломнический дом. Храм был возведен в 1925 году. Паломнические поездки к Мамврийскому дубу и сегодня одно из почитаемых направлений среди верующих.
Елеонская гора
Вторым крупным объектом, которым пополнилась Русская Духовная миссия в Иерусалиме, стал монастырь на Елеонской горе. Зная из трудов Дмитрия Ростовского, что в тех местах покоится глава Иоанна Крестителя, а из других источников о множестве христианских монастырей с 6 века расположенных на Елеоне, он взялся скупать земли на ее склонах. На приобретенных владениях были произведены раскопки. Их результатом стали уникальные находки – остатки древних византийских храмов с чудесно сохранившимися мозаичными полами, бюст правителя Ирода Великого, пещеры для погребений и многое другое.
Главными святынями стали найденный камень, на котором (по преданию) стояла Божия Матерь во время Вознесения Спасителя, и основание древней христианской церкви, где сохранился алтарь. Почти сразу после окончания всех изыскательских работ архимандрит Антонин озаботился закладкой храмов, но начавшийся русско-турецкий конфликт на некоторое время остановил строительство.
Церковь Вознесения Господня была открыта в 1886 году, ее основанием стал древний храм. Сейчас на землях, приобретенных отцом Антонином расположен женский монастырь, где главные святыни — места обретения главы Иоанна Предтечи, на полу в часовне есть углубление в мозаичном полу, указывающее место, где была найдена глава Иоанна Крестителя. Здесь же, на Елеонской горе, покоится прах архимандрита Антонина, к нему совершаются паломнические поездки.
Чем еще пополнилась Русская миссия
Русская Духовная миссия в Иерусалиме трудами архимандрита Антонина приобрела вес, авторитетность и заняла достойное место в иерархии православия в Святой Земле. За время пребывания на посту, отец Антонин увеличил владения многими землями, где теперь расположена собственность церкви, а паломники имеют возможность прикоснуться к святыням:
- Эйр-Карем, место, где родился Иоанн Креститель, а Богородица провела три месяца в гостях у праведной Елисаветы. Выкупив для начала один дом с участком у местного жителя, архимандрит увеличил владения почти до 300 тысяч квадратных метров. Имение стали называть Горним. В 1882 году здесь освятили храм, пригласили насельниц, выделив каждой отдельный домик с маленьким участком для сада. Монастырь существует и поныне.
- Странноприимный дом в Яффе рядом с местом погребения святой Тавифы. В 1888 году на приобретенных землях был выстроен храм, освященный в честь праведной Тавифы и апостола Петра. Долгое время, это подворье считалось лучшим в Русской миссии Иерусалима, его называли «Золотой жемчужиной».
- Паломнический приют в Иерихоне с тропическим садом.
- Гостиничный дом на берегу Галилейского моря в Тивериаде.
- Имение в Гефсимании, где выстроен храм Марии Магдалины. В нем сохраняются мощи Елизаветы Федоровны – великой княгини.
- В деревне Силоам приобретен земельный участок, включающий пещеры Силоамского монолита.
- Пещера Румание, расположена в долине Суахири.
- На Елеонской горе расположены приобретенные отцом Антонином «Гробы Пророческие», «место Каллистрата».
- Участок земли на родине святой Марии Магдалины, в городе Магдале. В планах отца Антона он предназначался для паломнического приюта.
- Участок земли в Кане Галилейской, смежный с местом, где располагался дом апостола Симона Канонита.
По общим подсчетам, за годы своей деятельности на посту директора Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин увеличил владения церкви до 425 тысяч кв. метров земли, что в денежном эквиваленте составляет около 1 миллиона рублей золотом. К сожалению, большая часть этого бесценного богатства была утеряна в период правления Хрущева. Как говорят некоторые источники, большая часть наследия была отдана за мизерные деньги, проведенные в качестве бартерной операции – строения и земли в обмен на апельсины и дешевые ткани.
Литературное и научное наследие
Биография архимандрита Антонина Капустина не ограничивается только деятельностью в создании Русской Палестины. Он находил время для исследований древних рукописей, занятий археологией, нумизматикой, византинистикой, переводами и многим другим.
В 1859 году были проведены исследования и описаны древние рукописи, хранящиеся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. В 1867 году отец Антонин изучал рукописи в Патриаршей библиотеке Иерусалима. Еще через год им был составлен каталог старопечатных изданий и рукописей Лавры Святого Саввы Освященного. В 1870 году в библиотеке монастыря великомученицы Екатерины (Синай) он составляет описание и каталог греческих (1310 единиц), славянских (38 единиц), арабских (500 единиц) рукописей. За эту работу в дар был получен уникальный документ – Киевские глаголические листки (переданы в библиотеку Киевской духовной академии).
Период пребывания в Иерусалиме для архимантдрита был наиболее плодотворным и в научных изысканиях. Существенно увеличилась его личная библиотека древних рукописей, в нее входили тексты и книги на греческом, древнеславянском, арабском языках. Собираемая на протяжении жизни коллекция древностей постоянно пополнялась монетами, древними предметами быта, памятниками византийского искусства. Собранная за всю жизнь коллекция уникальных рукописей частично находится в ЦНБ НАНУ Киево-Печерская Лавра и в РНБ, РГИА Санкт-Петербурга.
Дневники
Архимандрит Антонин вел обширную переписку, занимался научными трудами. Библиографический список опубликованных прижизненных и посмертных трудов, на сегодняшний день насчитывает более 140 наименований. Одним из важных исторических документов являются его личные дневники, вышедшие под общим названием «Повесть временных лет» (30 томов). Он вел их ежедневно, с 1817 года и до самой смерти в 1894 году.
Дневники архимандрита Антонина Капустина долгое время считались утраченными, но они сохранились. Основная часть находится в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург, Собрание Святого Синода).
К настоящему времени опубликовано два тома «Повести временных лет». Первый том содержит записи за 1881 год и описывает начало работы на Востоке. Второй том увидел свет в 2013 году, он содержит записи за 1850 год – начало афинского и константинопольского периодов жизни архимандрита Антонина. Готовятся к изданию и следующие тома дневников.
200-летний юбилей
В августе 2017 года в России отметили 200-летие архимандрита Антонина Капустина. На родине подвижника, в селе Батурино, был проведен фестиваль «Батуринская святыня». Рядом с родовым Спасо-Преображенским храмом семьи Купустиных установили бюст архимандрита Антонина.
В Иерусалиме также прошли праздничные мероприятия. На Елеонской горе в Спасо-Вознесенском женском монастыре состоялось богослужение, которое провел митрополит Иларион. По окончании богослужения на могиле подвижника совершилась панихида.
Панихида была отслужена и в Русской Духовной миссии. Ее провели в домовом храме, освященном в честь святой мученицы царицы Александры. В Свято-Вознесенском храме состоялось богослужение, торжественные церемонии, праздничный прием.
Во время торжеств была открыта небольшая выставка редких документов, относящихся к деятельности архимандрита, презентована книга «Архимандрит Антонин (Капустин). Проповеди и переводы киевских лет». Она получила отклик читателей. Состоялся просмотр документальной ленты «Архимандрит Антонин (Капустин) – строитель Русской Палестины».
Литературное и научное наследие архимандрита Антонина по своей ценности может составить такую же гордость страны и церкви, как и вся его деятельность в создании Русской Палестины.