О жутких клоунах в последнее время говорят достаточно часто. Это началось, пожалуй, с августа прошлого года, когда сообщения о загримированных под этих зловещих персонажей людях распространились по США и некоторым другим странам и вызвали настоящую волну паники.
В начале осени нынешнего года клоуны пришли к нам на телеэкраны: в сериале «Американская история ужасов. Культ» главная героиня страдает коулрофобией (панической боязнью всего, что связано с этими персонажами), а о ремейке легендарной экранизации романа «Оно» Стивена Кинга сказано и так уже достаточно много, и наверное, все уже знают, что фильм заслуживает внимания.
Однако почему именно клоуны стали темой для многих произведений в жанре хоррор? Разве это не милые и дружелюбные создания, призванные дарить веселье? Вовсе нет, как заверят нас Бенджамин Редфорд, американский писатель, автор книги «Плохие клоуны». Вот что он говорит: «Ошибочно задаваться вопросом о том, когда клоуны в нашей поп-культуре стали плохими. Все дело в том, что они никогда и не были хорошими».
Эти пьесы вдохновили британцев на создание марионетки по имени Панч, первое упоминание о которой относится к XVII веку. Этот персонаж позже появлялся в пьесе «Панч и Джуди», где он шутит, бьет свою жену, а в конце концов убивает их общего ребенка.
«Панч — это блестящий и харизматичный персонаж, — говорит Бенджамин Редфорд, — но также это и ужасный монстр. И подобные герои существовали в литературе и в драматическом искусстве на протяжении долгого времени. Есть произведения для людей разных возрастов, в которых появляются такие персонажи, они способны заинтересовать и детей, и подростков, и взрослых. И именно эта смесь показной веселости и на подсознательном уровне ощущаемой опасности привлекает публику».
Плохие клоуны в литературе и кино
Пугающие клоуны продолжали появляться в европейской культуре на протяжении XIX века.
Роман Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836) повествует о клоуне-алкоголике, а французская пьеса, написанная в 1880-х годах, и итальянская опера, созданная в 1890-х, рассказывают о клоунах-убийцах (авторов одного из произведений, кстати, обвинили в плагиате).
Пугающие персонажи позже добрались и до Америки. Так, в 1924 году вышел немой фильм «Тот, кто получает пощечину», и его героем был мстительный клоун.
Через полтора десятилетия злодей-шутник по имени Джокер дебютирует в комиксах о Бэтмене.
Хорошие клоуны в телерекламе
Затем времена изменились. В 50—60-х годах телевидение знакомит зрителей с клоунами, которые были веселыми и дарили хорошее настроение всем вокруг.
«Рональд Макдональд стал появляться в телерекламе часто именно в то время, и он распространил образ счастливого клоуна по всей стране, — говорит Редфорд. — То же самое относится и к клоуну Бозо. Эти персонажи действительно способствовали тому, что восприятие прежде негативного образа изменилось».
Настоящие маньяки и преступники и танцующий клоун Пеннивайз
К началу 80-х, тем не менее, клоуны опять стали восприниматься по-другому, и связано это с именем Джона Уэйна Гейси, маньяка, который переодевался в клоуна по имени Пого, чтобы заманить детей и подростков.
Затем был роман «Оно» Стивена Кинга, в котором танцующий клоун Пеннивайз предстает страшным убийцей, охотящимся на детей. Книга вышла в 1986 году, а в 1990-м была экранизирована, и это укрепило в сознании людей зловещий образ клоуна, которого стоит бояться. В 2013 году, например, в британской прессе появились сообщения о том, что в Нортгемптоне бродит человек, одетый, как клоун, и выкрикивает цитаты из фильма «Оно». Оказалось, что это был 22-летний парень с поведенческими проблемами.
Американские события 2016 года тоже были связаны с образом жуткого клоуна Пеннивайза, придуманного Кингом. И хоть Король ужасов и не был тем, кто изобрел этот пугающий образ, он определенно повлиял на мировую поп-культуру, и возможно, сделал некоторых из нас параноиками.