В статье будет рассказано о том, что такое воздушная пробка в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Но для начала нужно определиться с тем, что такое система охлаждения, с ее назначением, а также составом. При работе двигателя внутреннего сгорания, хоть бензинового, хоть дизельного, происходит нагрев. Повышается температура масла, блока цилиндров, так как в камерах сгорания происходит взрыв топливо-воздушной смеси с выделением тепла. На сегодняшний день большинство двигателей, которые устанавливаются на легковые автомобили, имеют жидкостную систему охлаждения. На самом же деле это гибридная система, так как в процессе охлаждения радиатора участвует встречный поток воздуха либо тот, который создается крыльчаткой вентилятора.
Функции системы охлаждения
При помощи именно системы охлаждения происходит обогрев салона автомобиля. Система отопления включена в контур охлаждения. Именно благодаря системе охлаждения происходит снижение температуры масла в двигателе внутреннего сгорания. И если появляется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2110, вся работа нарушается. Также происходит снижение температуры в камерах сгорания. Выделить среди всех элементов основной очень сложно, так как все, даже самые мельчайшие детали, влияют на эффективную работу все системы. Но все же стоит отметить радиатор охлаждения, который устанавливается в передней части автомобиля, чтобы на него попадал встречный поток воздуха. С его помощью происходит значительное снижение температуры жидкости, которая циркулирует по системе.
Элементы конструкции
Благодаря конструкции радиатора повышается эффективность снижения температуры. На всех современных автомобилях на радиатор устанавливается электрический вентилятор, который включается при помощи датчика. Работает это устройство не постоянно, а только лишь при чрезмерном превышении допустимого уровня температуры. Но он функционирует неправильно, если появляется воздушная пробка в системе охлаждения. «Калина» имеет такую же конструкцию системы охлаждения, как и большинство переднеприводных автомобилей ВАЗ. На некоторых машинах ранее устанавливались крыльчатки с принудительным вращением. В частности, на автомобилях ВАЗ классической серии монтировались такие устройства. Они крепились к ротору водяного насоса. Конечно же, без принудительной циркуляции охлаждение будет происходить очень плохо. Для этой цели в конструкции предусмотрена помпа. С ее помощью происходит перекачивание жидкости в необходимом направлении. Всего в системе два радиатора: один устанавливается в салоне автомобиля, он несколько меньших размеров, но его достаточно для того, чтобы обогревать воздух. Второй, основной, как уже говорилось, — в передней части машины.
Контуры охлаждения
В подкапотном пространстве установлен бачок расширительный. С его помощью происходит компенсация объема охлаждающей жидкости. При нагреве и охлаждении этот параметр постоянно меняется. На большинстве автомобилей заправка жидкостью должна производиться именно в расширительный бачок. Если неправильно будет произведена заправка, то появится воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2109. Практически на всех автомобилях система охлаждения имеет два контура, которые переключаются при помощи специального устройства – термостата. Также в конструкцию входят патрубки, трубки из нержавеющих материалов, датчики температуры, которые либо включают принудительный обдув вентилятора, либо подают данные о работе двигателя на электронный блок управления и на индикатор, расположенный в приборной панели. От правильной работы этих датчиков зависит то, как будет вести себя двигатель во всех режимах.
Что случается при поломках?
Самые неприятные неисправности возникают исключительно в системе охлаждения. Это очень привередливая часть всего автомобиля. В частности, очень много хлопот доставляют воздушные пробки. Если таковые имеются, то система отопления работает крайне неэффективно, так как в радиатор печки жидкость практически не подается. Также присутствует чрезмерный нагрев двигателя, теплообмен нарушен значительно. Конечно же, чрезмерный нагрев влияет на эффективность работы двигателя, а самое главное, на его ресурс. В том случае, если имеется пробка, датчики начинают показывать неверные сведения, так как порой они находятся не в жидкости, а в пузыре воздуха. И в случае если имеется воздушная пробка, необходимо сразу же ее удалить.
Причины появления
А теперь о том, почему может появиться воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2114 и других автомобилей. Как правило, воздух проникает туда в случае, если есть какой-то подсос извне. Например, плохая затяжка хомутов патрубков. Причем очень сильно засасывается воздух извне в холодный период времени. Когда температура очень низкая, происходит сжатие пластика или резины, поэтому плохая затяжка хомутов приводит к тому, что образуется пробка. Очень часто на всех переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ ломается крышка, которая находится на расширительном бачке. В ней имеются два клапана, с помощью которых поддерживается необходимое давление в системе. Порой выходит из строя помпа, нарушается ее герметичность. Появляются трещины на радиаторе печки или охлаждения, либо же имеется протечка.
Серьезные причины
В том случае, если разрушена целостность прокладки под головкой блока цилиндров, также будут появляться воздушные пробки. При засорении системы охлаждения либо же при отказе термостата, поломке крыльчатки на помпе также появляется воздух в системе. Поэтому перед удалением необходимо выявить истинную причину. Для этого проводится полная диагностика, избавление от засоров. Причем желательно даже осуществить промывку системы, а также замену всех элементов, у которых срок службы подходит концу либо же уже прошел. Внимательно осмотрите термостат. Если у него имеются какие-либо повреждения или он засорен, лучше установить новый. И запаситесь охлаждающей жидкостью. Ведь при избавлении от пробки происходит снижение уровня ее в расширительном бачке. И когда выгоняется воздушная пробка в системе охлаждения «Лада Калина», необходимо убедиться, что все элементы в нормальном состоянии.
Как добиться ухода воздуха?
Как правило, на переднеприводных автомобилях, да и на всех остальных, воздух начинает скапливаться исключительно в верхней части всей системы. Самая верхняя точка – это дроссельная заслонка, а именно патрубок, который подключается к ней. На автомобилях ВАЗ-2114 и подобных необходимо от дроссельного узла отсоединить патрубок. А дальше можно пойти двумя путями. Либо завести двигатель и прогревать его до рабочей температуры, при этом добиваясь того, чтобы из патрубка дроссельного узла пошла охлаждающая жидкость. Но можно установить вместо пробки на расширительном бачке переходник для обычного автомобильного насоса. При помощи него создается давление в системе, в результате этого происходит выдавливание жидкости и она поднимается к верхнему краю патрубка, идущего на дроссельный узел. В тот момент, когда начнет выходить охлаждающая жидкость из этого патрубка, необходимо установить его на место. После этого обязательно хорошо затянуть хомут. О том, как выгоняется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2106 и подобных, будет рассказано ниже.
Нюансы, которые нужно учесть
Обратите внимание на то, что в случае, если вы прогреваете двигатель, пытаясь избавиться от воздушной пробки, необходимо защищаться длинными перчатками, чтобы не получить ожог от элементов двигателя. Но есть более продвинутый способ, только выполнить его можно вдвоем. Автомобиль необходимо установить так, чтобы его передняя часть была намного выше, нежели задняя. В расширительный бачок до максимума заливается охлаждающая жидкость. После чего необходимо завести двигатель и прогреть его. Время от времени нужно выжимать педаль газа, повышая обороты до значения «3500». Когда в расширительном бачке перестанет выходить воздух, необходимо заглушить двигатель. На этом прокачка завершена.
ВАЗ классической серии
Что касается классической серии автомобилей, то там несколько иначе должно производиться избавление от воздушных пробок. Желательно, конечно же, установить автомобиль, чтобы его передняя часть была выше задней. Только так воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2107 сможет уйти. Это позволит максимально наполнить радиатор печки. Обратите внимание на то, что кран при этом должен быть полностью открыт. Заливается жидкость в расширительный бачок и в радиатор до максимального уровня. Затем заводится двигатель по принципу, приведённому ранее, время от времени повышаются обороты. Только во время прокачки необходимо удостовериться в том, что жидкость ушла в патрубок, идущий к дроссельному узлу. А также, надев перчатку, продавливать длинные патрубки, идущие на радиатор. Это позволит выдавить воздух из системы охлаждения двигателя.