Судов на свете великое множество. Хотя бы потому, что все водоплавающие средства — корабли, пароходы, яхты, лодки, доски для серфинга, плоты, водные велосипеды, байдарки, гидроскутеры, авианосцы, экранопланы, подлодки и буровые установки — в конечном счете ими являются. Все, что движется по воде, под водой, либо касаясь ее поверхности — это суда. А теперь мы постараемся разобраться во всем этом многообразии.
Судно и корабль
Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, — чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.
А вот корабль — это более узкое понятие:
- Только крупное судно.
- Только военное судно.
- Парусное судно.
Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот «военный корабль» — это уже тавтология.
По виду двигателя
По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:
- передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
- передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
- комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)
Внешнюю энергию — ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) — используют следующие суда:
- Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
- С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
- С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
- С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне «Алсион».
- С кайтом («воздушный змей», «небесный парус», «летающий парус»). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.
Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:
- Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
- Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа:
- лопастные — с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
- нелопастные — реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.
- Газоводометные (вода + воздух). Полезная тяга обеспечивается разгоном водных масс энергией сжатого воздуха.
По положению относительно поверхности воды
Разберем, какими бывают судна согласно этой классификации. Их два вида:
1. СДПП (с динамическими принципами поддержания) — аэродинамические и/или гидродинамические силы при определенной скорости удерживают устройство на воде. Сюда можно отнести:
- экранопланы;
- аппараты на воздушной подушке;
- глиссеры;
- аппараты на подводных крыльях;
- суда на воздушных кавернах.
2. Водоизмещающие — держатся на воде согласно закону Архимеда. Какими бывают суда в этой категории? Их, в свою очередь, разделяют еще на несколько видов:
- надводные;
- подводные (сюда не всегда относят подлодки — только те устройства, что перевозят людей в мирных целях);
- ныряющие (боевые и развлекательные катера);
- полупогруженные (полуподводные танкеры);
- полугружные (буровые установки);
- судна с малой площадью ватерлинии.
По виду энергетической установки
Какими бывают суда, корабли в рамках данной классификации:
- Пароход. Основным двигателем выступает паровая поршневая машина. Суда с паровой турбиной называются несколько иначе — турбоходы, паротурбоходы. Энергоноситель для них — уголь, мазут.
- Теплоход. Энергетической установкой выступает двигатель внутреннего сгорания — газовый или газовая турбина (газотурбоход). Сюда также можно отнести паротурбоходы, дизель-электроходы.
- Турбоход. Судно приводит в движение газовая или паровая турбина.
- Атомоход. Энергетическая установка тут — атомная (АЭУ) или ядерная (ЯЭУ). Следовательно, главный источник энергии для этих судов — ядерное топливо.
- Электроход. Движение выступает результатом работы электродвигателей.
Виды гражданских судов
Все абсолютно суда разделяются на два больших типа — гражданские и военные. Есть однако и средства, которые можно использовать в двух этих целях.
Посмотрим, какими бывают суда по назначению гражданского типа:
- Транспортные:
- Пассажирские — перевозящие более чем 12 лиц, не являющихся членами экипажа.
- Грузовые — то, что нельзя отнести к пассажирскому. Это сухогрузы (балкеры, ролкеры, контейнеровозы, автомобилевозы, рефрижераторные суда и т.д.) и танкеры (отличает перевозка грузов в специальных цистернах — танках).
- Грузопассажирские — грузовое, имеющее места для пассажиров, или пассажирское, имеющие специальные трюмы для грузов.
- Промысловое — рыболовное судно. Сейнеры, траулеры, дрифтеры, китобойные, краболовные суда.
- Технический флот. Подразделяется еще на несколько видов:
- промышленно-хозяйственные: добывающие, лесопромышленные, энергоснабжающие, очищающие дно, кабельные, мотозавозни, трубоукладчики и т.д.;
- суда, технически обслуживающие корабли, порт, водные пути: крановые, плавучие доки, грунтоотвозные, дноуглубительные.
- Служебно-вспомогательные. Могут как функционировать самостоятельно, так и оказывать помощь другим средствам:
- спасательные;
- буксировочные;
- ледоколы;
- бункеровочные;
- учебные;
- патрульные;
- научно-исследовательские;
- медицинско-санитарные.
- Спортивные.
- Прогулочные.
- Маломерные.
Виды военных судов
Говоря о том, какие бывают морские суда, упомянем четыре ранга кораблей ВМФ:
- Первый ранг:
- крейсеры;
- авианосцы;
- атомные подлодки.
- Второй ранг:
- дизельные подлодки;
- эсминцы;
- большие десантные корабли;
- большие противолодочные средства.
- Третий ранг:
- ракетные катера;
- морские тральщики;
- малые противолодочные, ракетные, десантные, артиллерийские корабли;
- средние десантные корабли;
- сторожевые корабли.
- Четвертый ранг:
- десантные и торпедные катера;
- рейдовые и базовые тральщики.
Другие классификации
Приведем еще ряд классификаций, помогающих понять, какими бывают суда:
- По способу передвижения:
- самоходные;
- несамоходные — дрейфующие, буксируемые, сплавляемые.
- По необходимости контакта с дном:
- свободноплавающие;
- имеющие необходимость в контакте с берегом либо дном (плот с шестом, канатный паром, водоход Кулибина, кубестан и др.)
- По районам передвижения:
- внутренние воды;
- морские;
- смешанные.
Небольшая подборка классификации всего разнообразия судов, надеемся, помогла вам сформировать более четкое представление об их огромном мире.