«Чакра Фролова» — фигура высшего пилотажа: описание. Самолёты, выполняющие «чакру Фролова»

0
(0)

Мало кого может оставить равнодушным зрелищное воздушное шоу истребителей. Особенно исполняющих фигуры высшего пилотажа целой командой. Это поистине мастерское владение машиной, мгновенно выполненные расчеты, уверенность и смелость. Однако продумывались все эти фигуры когда-то не для зрелищных представлений, а в качестве способа внезапного нападения или ухода от противника. Одним из самых искусных и невероятных кульбитов является так называемая «чакра Фролова». Что это, как она исполняется и откуда, собственно, такое название, мы с вами и разберемся в этой статье.

Пилотаж — что это?

Пилотаж — это маневрирование в пространстве летательного аппарата, конечная цель которого — выполнить какую-либо фигуру в воздухе или поразить противника. Отсюда высший пилотаж:

  • наивысшая степень летного мастерства, а именно — искусство выполнять на самолете сложные фигуры в воздухе;
  • управление летательным аппаратом, цель которого — выполнить отдельные фигуры пилотажа или их комплекс;
  • полет на воздушном судне, характеризующийся исполнением самых сложных маневров;
  • высшая степень мастерства летчика.

Фигуры пилотажа

Фигурой пилотажа называется воздушный кульбит по заранее определенной траектории, положение самолета при котором не соответствует стандартному — горизонтальному. На различных авиашоу и летных представлениях из таких фигур составляются целые зрелищные комплексы.

Фигуры пилотажа принято разделять на одиночные и групповые. Следующая классификация — простые, сложные и высшие. Надо сказать, что она нестатична — в зависимости от совершенствования конструкций летательных аппаратов некоторые высшие кульбиты перешли в сложные, сложные в простые и т.д. Представим вашему вниманию современную разгруппировку.

Простой пилотаж

К нему относятся следующие фигуры:

  • Вираж — воздушное судно движется поступательно, затем разворачивается в горизонтали на 360°, при этом выдерживая крен в 60°.
  • «Горизонтальная восьмерка» — траектория пролегает в горизонтальной плоскости. Эта фигура является комбинацией двух виражей, правого и левого, в результате чего в воздухе выписывается «восьмерка». При ее выполнении не должно происходить как набора, так и потери высоты.
  • «Спираль» — траектория движения летательного аппарата спиральная, а на эксплуатационных углах атаки пилот производит набор или снижение высоты.
  • Пикирование с выдержкой угла 45° — самолет движется под углом относительно поперечной оси инерции.
  • «Горка» — пилот набирает высоту, выдерживая постоянный угол наклона траектории (до 45°).
  • «Боевой разворот» — навык пилота быстро развернуться на 180°, набирая при этом высоту.
По теме:  "ГАЗ 53" - наш автомобиль

Сложный пилотаж

В эту категорию входят:

  • Виражи с креном более 60-70°.
  • Переворот — аппарат переворачивается на 180° вдоль своей продольной оси и продолжает движение в перевернутом относительно горизонта положении.
  • «Петля Нестерова» — порой часто именуется ошибочно «мертвой». Это замкнутое петлевидное движение в вертикали. «Петля Нестерова» и «чакра Фролова» — фигуры русского пилотажа.
  • Пикирование с углом более 45°.
  • «Горка» с углом более 45°.
  • «Бочка» — самолет разворачивается относительно своей продольной оси на 360°, сохраняя при этом высоту и направление полета.
  • «Штопор» — создается впечатление неконтролируемого падения самолета. Аппарат резко снижается по нисходящей крутой спирали, при этом вращаясь вокруг всех трех своих осей.
  • «Свечка» — вертикальный взлет самолета.
  • «Хаммерхед» — поворот аппарата на вертикали.
  • «Ранверсман» — поворот при выполнении «горки».
  • Переворот летательного судна на вертикали.
  • «Штопорная бочка» — сочетание фигуры «бочка» со «штопором».

Высший пилотаж

Сюда относятся все непредставленные фигуры, а также так называемый обратный пилотаж. Особого внимания заслуживают три:

  • «Колокол» — нос самолета направлен вверх при нулевой скорости, затем аппарат резко опрокидывается носовой частью вниз, что в некотором роде напоминает раскачку языка колокола. Применяется для обмана радаров врага — исполняя фигуру, машина зависает в воздухе на несколько секунд, становясь для этих устройств невидимой.
  • «Кобра» — во время исполнения данной фигуры пилот демонстрирует мастерское управление тангажем во время полета, показывая сверхманевренность реактивного аппарата.
  • «Чакра Фролова». Об этой фигуре мы поговорим особенно.

Описание «чакры Фролова»

Таким интересным названием именуется «мертвая петля с очень малым радиусом разворота; кульбит, характеризующийся разворотом в плоскости корпуса самолета на 360°. Наблюдателям кажется, что самолет буквально разворачивается вокруг своего хвоста. Аппарат при этом движется на малых скоростях, что еще более прибавляет зрелищности.

По теме:  Красивый и оригинальный дизайн ногтей с красным лаком: обзор, идеи и отзывы

«Чакра Фролова» — фигура высшего пилотажа, еще ни разу не применявшаяся во время реального воздушного боя. В основном она демонстрируется пилотами высшего класса на показательных выступлениях и авиашоу. Как никакая иная, она показывает аэродинамическое совершенство двигательных систем истребителей поколения 4+.

Практически «чакру Фролова» можно успешно применить в бою — она позволяет быстро атаковать противника, который находится за спиной у пилота. Также это моментальный маневр перехода отступления в контрнаступление, когда противник уже близко, выполнением петли пропустить его вперед, самому оказавшись за его спиной.

Самолеты, выполняющие «чакру Фролова»

Исполнить эту высшепилотажную фигуру способны только аппараты с отклоняемым вектором тяги — при нем реактивная струя двигателя отклоняется в сторону от линии направления движения самолета.

В частности, это следующие истребители:

  • СУ-30 МКИ/СМ.
  • СУ-35.
  • СУ-37.
  • СУ-47.
  • СУ-57 (ПАК-ФА).
  • МиГ-29 ОВТ.
  • F22 «Раптор».

Если вам интересно, откуда появилось такое интересное название фигуры — «чакра Фролова», читайте дальше.

Что такое «чакра»?

Слово «чакра» произошло от санскрит. चक्र, что означает «кольцо», «круг», «диск». Так именуется метательное оружие у индусов. Кстати, согласно индуизму, энергетические центры человека — тоже чакры, и они представляются сферическими, шарообразными.

Чакра — весьма простое на вид оружие. Это металлическое кольцо с заостренной кромкой. В диаметре может быть от 12 до 30 см, толщина его — 1-3,5 мм, а ширина металлической полоски — 1-4 см. Интересным выглядело его ношение — на конусовидных шляпах, напоминающих высокие колпаки волшебников. Некоторые воины привязывали чакру к поясу. А вот сикхи нанизывали это оружие на свой высокий тюрбан.

Как же это изобретение соотносится с фигурой высшего пилотажа? Его движение во время метания очень напоминает движение самолета в исполнении «мертвой» петли Фролова. Запускали оружие при этом очень просто — раскручивали вокруг указательного пальца и направляли в неприятеля. Чакра могла пролететь до 50 м и серьезно ранить противника. Как это все выглядело на практике, можно увидеть, пересмотрев легендарную «Зену — королеву воинов». Главная героиня в фильме метала оружие, сильно напоминающее чакру.

По теме:  Как открыть ИП через МФЦ: руководство

Летчик-испытатель Фролов

Евгений Иванович Фролов, родившийся в 1951 г., — это летчик-испытатель, впервые исполнивший данную фигуру высшего пилотажа на сверхманевренном экспериментальном истребителе четвертого поколения СУ-37. Неудивительно, что его фамилия стала нарицательной.

Заслуженный летчик-испытатель Советского Союза, а также Герой РФ, Е. И. Фролов впервые продемонстрировал «чакру» в 1995 году. Происходило это на базе авиасалона в Ле-Бурже.

«Чакра Фролова» — далеко не единственная заслуга этого аса. Давайте ознакомимся со списком достижений Евгения Ивановича:

  • Четыре авиационных рекорда мирового уровня.
  • Освоение посадок и взлетов с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Флота СССР Кузнецов».
  • Как разработка, так и внедрение в систему подготовки пилотов трех высшепилотажных фигур, одной из которых и стала «чакра Фролова».
  • Первым поднял в небо и провел весь комплекс необходимых испытаний целого ряда истребителей: СУ-26, СУ-27СМ, СУ-29, СУ-38, а также первого российского самолета с изменяющимся вектором тяги — СУ-37 в 1996 году.
  • В 1988 г. Е.И. Фролов успешно посадил летательный аппарат после прямого удара молнии.
  • В 1994 г. для участия в авиасалоне произвел перелет на истребителе в направлении «Москва-Чили», в общей сложности преодолев 20 тыс. км. Обратный путь осложнился повреждением двигателя — в его воздухозаборник попала птица. Пилот смог выполнить безаварийную посадку своей машины.
  • В 2007 году число освоенных Евгением Фроловым модификаций и типов самолетов превысило 60 единиц.

«Чакра Фролова» — зрелищная высшепилотажная фигура, возраст которой уже чуть более 20 лет. «Мертвая» петля, во время которой самолет крутится вокруг своего хвоста, будто индийское метательное оружие чакра, — не только впечатляющий трюк, но и вираж, который может перейти в контрнаступление в реальном бою.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.