Участковая станция. Раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов

Несмотря на технический прогресс, железная дорога на протяжении многих лет остается самым популярным пассажирским и грузовым транспортом России. Дело не только в удобстве доставки людей, перевозки грузов или стабильности работы РЖД, но отчасти и в особой романтике железных дорог: красивых пейзажах за окном, ритмичном перестуке колес, уплывающих вдаль деревушках и городах, а также многочисленных станциях.

Будь то пассажирские, технические участковые станции или любые иные – на каждой из них по-своему кипит жизнь: эхом перекатываются в пространстве информационные и предупреждающие объявления дикторов о передвижении и маневровых действиях на станции; ответственные железнодорожники в оранжевых жилетах деловито простукивают колесные пары вагонов, тщательно готовя составы к безопасному передвижению.

Обслуживание транзитных поездов

Раздельные пункты

Организовать движение поездов помогает условное разъединение всего пути на раздельные пункты:

  • станции;
  • обгонные пункты;
  • разъезды;
  • путевые посты;
  • автоблокирующие светофоры (проходные);
  • блок-участки автоматического реагирования локомотивного оборудования (самостоятельного средства сигнализации подвижного состава).

Все раздельные пункты, в том числе пассажирские остановки и вспомогательные посты, имеют свои номера и наименования, размещенные с правой и левой сторон фасадов зданий, а также на краях посадочных платформ, которые видно при движении с любой стороны.

Остановка железнодорожного транспорта

Грузовая станция

Эксплуатация жд станций является важной составляющей в организации работы всей отрасли железнодорожного транспорта.

Каждая станция относится к одному из видов раздельных пунктов и имеет определенное путевое развитие. Имеющиеся на станциях возможности позволяют осуществлять различные ж/д манипуляции:

  • отправку, прием, обгон, скрещение поездов;
  • выдачу и прием багажа, различных видов грузов либо грузобагажа;
  • предоставление сервиса для пассажиров железной дороги;
  • действия маневренных бригад по переформированию и техническому обслуживанию поездов (при развитости путевого аппарата).
По теме:  Две калифорнийские церкви предложили прихожанам «марихуану для духовных путешествий»

Любая жд станция подразумевает наличие обязательных элементов и включает:

  1. Путевое хозяйство, состоящее из путей и путевых парков (приемо-отправочный, сортировочный парк и другие), соединенных переводными стрелками. Все пути и стрелки имеют обязательную нумерацию. Полезные участки путей ограничиваются светофорами или предельными столбиками. Тупики оборудуются специальными упорами и используются для служебных целей, в том числе и отстоя ж/д техники.
  2. Грузовое хозяйство, имеющее оборудование для погрузочно-разгрузочных работ: специальные участки путей, склады, терминалы, сортировочные пункты и другие.
  3. Централизованное и сигнализационное оборудование: системы управления стрелками, светофорами, а также горочная автоматика – ГАЦ (для работы на сортировочных горках).

Классификация железнодорожных станций

Место стоянки пассажирских поездов

В зависимости от назначения и функционала станции делятся на категории:

  1. Пассажирские станции – обслуживают людей. Они строятся в достаточно больших населенных пунктах и оперируют движением пассажирских поездов, действиями с билетами, почтой, багажом.
  2. Грузовые станции – оперируют грузовыми вагонами, коммерческими и обычными грузами, обрабатывают прибывающие составы и формируют поезда обратного назначения. С такими станциями бывают соединены рельсовые магистрали промышленных предприятий.
  3. Промежуточные станции располагаются через каждые 15-20 км, технически регулируют движение поездов: отправку и прием, скрещение и обгон, пропуск грузовых и пассажирских составов, высадку и посадку путешествующих граждан, манипуляции с грузами и багажом, маневры с прицепными вагонами. Разъезды и обгонные участки относятся к этому виду станций.
  4. Технические остановочные пункты железной дороги включают сортировочные, предпортовые и участковые станции. Они не являются превалирующими и выполняют рабочие и инженерные манипуляции с вагонами, составами, поездами для организации безопасных перевозок.
По теме:  Российские миллионеры отказали России в хранении своих сбережений

Сколько раздельных пунктов на РЖД

В сети железных дорог Российской Федерации насчитывается большое число раздельных пунктов. С учетом разновидностей станций их количественный состав таков:

  • сортировочные – 95;
  • грузовые – 680;
  • пассажирские – 57;
  • участковые – 350;
  • промежуточные станции, разъезды и обгонные участки пути – 4404.

Участковая станция

парк станции Новополоцк

Согласно статистике, среди всех станций РЖД очень много участковых. Они относятся к станциям первого и второго классов, значит, имеют некоторый приоритет в плане бюджетного финансирования и определения размеров заработной платы, зависящих от сложности производимых на станции операций и объемов осуществляемых работ. Основное назначение участковой станции – обработка всех видов транзитных поездов, обслуживание подъездных путей и переформирование (сортировка) участковых, вывозных и сборных поездов посредством маневренных операций.

Расстояние от одной такой станции до другой составляет от полутора до трех сотен километров. Данная величина пути обусловлена необходимостью замены локомотивов и обслуживающих их бригад через пять часов пути.

Как и любая другая, характеристика участковой станции подразумевает описание ее особенностей и наличия специальных объектов. Станции этого вида обычно включают:

  • два-три парка путей по приему-отправке поездов;
  • спецэкипировочный пункт по обслуживанию локомотивов (ПТОЛ);
  • пункт техобслуживания вагонов (ПТОВ);
  • вагонные депо;

Подготовка пассажирских вагонов

  • депо локомотивов: основные или оборотные;
  • товарные конторы;
  • станционные техноцентры (СТЦ).

Организация работы на станции

Технологический процесс участковой станции подразумевает работы с грузовыми и пассажирскими поездами. Обработка вагонов грузовых составов осуществляется по цепочке: технический осмотр – коммерческий осмотр – безотцепочный ремонт. Подлежащие расформированию на станции сборные и участковые поезда оказываются сначала на вытяжном пути, далее распускаются в сортировочном парке. При значительных объемах для расформирования составов используется горка. Под выгрузку вагоны направляют на подъездные пути и грузовой район.

По теме:  "Не пришей кобыле хвост": что значит этот фразеологизм

Пассажирские поезда, останавливающиеся на станции, попадают на предназначенные для них пути: главные и приемо-отправочные. Технологическая цепочка для обработки пассажирских вагонов такова: высадка-посадка людей – почтово-багажные погрузочно-разгрузочные работы – техосмотр вагонов – безотцепочный ремонт. Всеми производимыми на станции работами руководит главное ответственное лицо – дежурный по станции. Он же координирует работу обслуживающего персонала.

Работа поездного диспетчера

Благодаря слаженным действиям работников участковых станций, обслуживающих транзитные поезда, и стабильной работе всех звеньев РЖД, данный вид транспорта по сей день является самым безопасным и востребованным.

Отправляйтесь в дорогу смело. Счастливого пути!