Вертолет Ми-10: описание с фото, история создания, технические характеристики и применение

Как показывает практика, очень часто военные разработки со временем начинают активно использоваться не только по прямому назначению, но и в гражданской сфере. Ярким примером тому может служить история создания и эксплуатации одной из крылатых машин под названием вертолет-кран Ми-10. Об этом интересном летательном аппарате мы и поговорим подробно в статье.

Ми-10 в воздухе

Начало

20 февраля 1958 советское руководство выдало очень важное задание инженерам -создать «летающий кран», который был бы способен поднимать грузы весом до 12 тонн и транспортировать их на расстояние до 250 километров. При этом показатель максимальной грузоподъемности должен был быть равен 15 тоннам.

В процессе формирования технического задания советские министры внесли пункт о том, что вертолет Ми-10 должен был стать транспортировщиком крылатых и баллистических ракет.

Для осуществления дальних перелетов машина могла быть оборудована вспомогательными баками для горючего. Стоит заметить, что грузы на описываемом вертолете планировалось перевозить двумя способами: с использованием высоконадежных гидравлических захватов и с применением специальной платформы, закрепленной на стойках шасси.

Первый полет

Впервые от земли вертолет Ми-10, фото которого приведено немного ниже, оторвался в 1961 году. Уже буквально через год летающая машина смогла установить мировой рекорд – она подняла груз весом в 15 тонн на высоту более 2 километров. А еще спустя год весь проект оказался под угрозой срыва, так как правительство отказалось перевозить с помощью вертолета боевые ракеты по причине высокой степени риска. На тот момент было произведено уже 24 экземпляра Ми-10.

Ми-10 с грузом

Трагедия

В мае 1961 года во время выполнения перелета из Казани в Москву вертолет Ми-10 под номером 04101 потерпел катастрофу. Все дело в том, что в определенный момент времени экипаж обнаружил резкое падение давления масла в основном редукторе, и командир Ануфриев решился выполнить экстренную посадку. Увидев на краю болота лужайку, пилот дал команду штурману осмотреть площадку. Клепиков (фамилия помощника) определил, что левая стойка шасси расположилась непосредственно над болотом, и потому не дал «добро» на посадку. В результате команда была вынуждена снова искать новое место приземления. В это же время машина в процессе горизонтального передвижения полностью оказалась без смазки редуктора, скорость полета очень сильно увеличилась. В конечном счете вертолет налетел уже на земле на бугорок, перевернулся и загорелся. Избежать смерти удалось лишь Клепикову, который отделался небольшими телесными повреждениями. В числе погибших оказался командир, скончавшийся уже в стенах районной больницы, второй летчик, бортовой техник, техник.

Спустя час после трагедии о случившемся узнал лично Миль, и он вместе с военным представителем и инженером НИИ ВВС отправился на место происшествия. В процессе изучения ситуации было выявлено, что причиной несчастья послужила поломка маслонасоса в основном редукторе.

По теме:  Участковая станция. Раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов

В скором времени в летных испытаниях задействовали второй опытный экземпляр 04102. Этот вертолет Ми-10, история которого насчитывает все же больше положительных моментов, чем негативных, получил доработанную масляную систему редуктора, а также его снабдили двойными колесами на стойках. На фюзеляже вблизи мест летчиков смонтировали специальные тросы, предназначенные для аварийного побега пилотов из кабины на землю в случае возникновения форс-мажорной ситуации.

Ми-10 идет на взлет

Демонстрация

9 июля 1961 года вертолет Ми-10, описание которого интересует многих людей и сегодня, в первый раз был продемонстрирован широкой публике во время празднования Дня Воздушного Флота СССР. Машина была представлена на суд зрителям на воздушном параде, а сам летательный аппарат привез к трибунам гостей домик геологической группы, в котором потом открыли торговую точку.

23 сентября экипаж под руководством пилота Земскова смог поднять на Ми-10 на высоту 2200 метров груз весом 15103 килограмм, чем был установлен абсолютный мировой рекорд, побитый в тот же день уже другой группой пилотов.

Финальная проверка

Во время государственных испытаний вертолет Ми-10, характеристики которого будут приведены ниже, многократно тестировали на возможность перевозки ним разнообразных грузов как внутри него, так и снаружи с применением особых креплений и платформы. Во время этих манипуляций вертолет перевозил грузовые автомобили, автобусы, железнодорожные контейнеры. И даже несмотря на то, что многие эти объекты создавали вертолету проблемы с аэродинамикой во время полета, все же машина оказалась способной производить качественную, быструю и безопасную транспортировку.

В конечном счете государственная комиссия выдала позитивный ответ на полеты вертолета. Официально подтвердили перевозку предметов весом не более 15 тонн. Однако вместе с тем были выявлены и некоторые недостатки машины, среди которых значатся:

  • Большая вибрация во время полета на малых скоростях.
  • Плохая работа телевизионной системы, установленной для наблюдения за погрузкой/выгрузкой предметов. Изначально она должна была помочь летчикам в этом вопросе, но в реальности пилоты были вынуждены для контроля этих операций высовывать свои головы в форточки кабины.
  • Длинные стойки шасси из-за своих размеров вызывали раскачивание вертолета во время его посадки или взлета.

Ми-10 на земле

Конструктивные особенности

Вертолет Ми-10, скорость которого может достигать 235 км/ч, произведен по одновинтовой схеме. В наличии также и рулевой винт. Количество стоек шасси равно четырем. Фюзеляж машины – полумонококовый с кабиной для двоих летчиков. Сама же кабина обладает хорошим обзором во все стороны.

Грузовой отсек выполнен достаточно большим и имеет объем 60 кубических метров. На правом борту машины установлена дверь с лебедкой, при помощи которой поднимают грузы весом до 200 килограмм. Под кабиной летчиков смонтирована гондола, при помощи которой монтируют груз. Она позволяет пилотам четко контролировать этот процесс.

По теме:  Гипсовые смеси: состав, топ лучших, инструкция по применению и отзывы

Несущий винт вертолета сделан пятилопастным, а его диаметр равен 35 метрам. Лопасти – цельнометаллические прямоугольной формы и оборудованы системой противообледенения и сигнализацией повреждения лонжерона.

Хвостовой винт имеет четыре лопасти и диаметр 6,3 метра. Каждая его лопасть выполнена с переменной толщиной и в виде трапеции. Материал – дельта-древесина со стальным наконечником.

Для сохранения горизонтального положения кабины пилотов на земле правые стойки шасси сделали на 300 миллиметров короче левых.

Начиная с 1975 года, все вертолеты получили систему гашения колебаний и вибраций груза, закрепленного на внешней подвеске.

Ми-10 в авиацентре

Международное признание

В 1965 году вертолет Ми-10 был продемонстрирован на XXVI авиакосмическом салоне в городе Ле Бурже. Но перед этим машина преодолела воздушное пространство шести европейских стран и выполнила дозаправки в 6 городах континента. В итоге вертолет преодолел до места назначения расстояние в 7 тысяч километров. На самой выставке Ми-10 осуществил транспортировку на платформе автобуса ЛАЗ, чем привел в восторг публику. Также был представлен зрителям и фильм о вертолете.

Силовая установка

Вертолет Ми-10, двигатель которого разработан П. А. Соловьевым, имеет автономные маслосистемы и маслорадиаторы. Летающая машина оснащена двумя газотурбинными моторами, мощностью каждого по 5500 лошадиных сил. При этом при необходимости летающий кран способен перемещаться в воздухе на одном из двигателей.

Применение

В целом же вертолет Ми-10, работа которого сопровождалась порой некоторыми трудностями, в ВВС оказался «лишним». А все потому, что в процессе его длительной эксплуатации все забыли об изначальном его предназначении, столь изменившем его конструкцию. Довольно узкая специализация вертолета требовала от пилотов отработки особой тактики и стиля управления, что и поставило под сомнение боевую ценность разработанной машины.

Тем не менее Ми-10 некоторое время был на вооружении Луганского, Александрийского, Джамбульского вертолетных отрядов и даже использовался в гражданских целях, например, для транспортировки опор линий электропередач.

Кстати, для эксплуатации в народном хозяйстве был создан вертолет Ми-10К, у которого были несколько укороченные шасси и имелась вспомогательная подвесная кабина в гондоле под носом фюзеляжа. В этой кабине летчик мог хорошо видеть груз и параллельно управлять всей машиной.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что вертолет был даже задействован в ходе боевых действий в Афганистане и там получал несколько раз серьезные повреждения от обстрелов.

Ми-10 на погрузке

Модели

  • Ми-10ГР — воздушный пеленгатор, оборудованный в 1970 году.
  • Ми-10ПП — постановщик помех. Его задачей было противодействовать РЛС противника.
  • Ми-10Р — рекордный. На нем было установлено несколько мировых достижений.
  • Ми-10РВК — перевозил ракетный комплекс 9К74.
  • Ми-10УПЛ — перевозчик универсальной полевой лаборатории.
По теме:  Метемпсихоз - это процесс переселения душ

Параметры

Вертолет Ми-10 своими создателями был наделен следующими показателями:

  • Экипаж – три человека.
  • Нормальная грузоподъемность – 12 000 кг.
  • Вес груза на подвеске – 8000 кг.
  • Длина машины – 41,89 метра.
  • Фюзеляж – 32,86 м.
  • Высота с хвостовым винтом – 9,9 метра.
  • Площадь, покрываемая несущим винтом – 962 кв. м.
  • Клиренс машины – 3,73 метра.
  • Колея шасси – 7,55 метра.
  • Масса пустого вертолета – 27 100 кг.
  • Нормальный взлетный вес – 38 000 кг.
  • Максимально допустимая взлетная масса – 43 550 кг.
  • Предельно допустимая масса топлива – 8230 кг.
  • Объем баков для горючего – 10 620 литров.
  • Тип двигателя –ТВД Д-25В.
  • Предельно возможная скорость – 235 км/ч.
  • Крейсерская скорость полета при массе до 38 000 кг – 220 км/ч.
  • Максимальная скорость вертикального подъема – 6,3 м/с.
  • Практическая дальность полета – 250 км.
  • Перегоночная дальность перелета – 695 км.
  • Максимальная высота полета – 3000 метров.

Заключение

Экзотический во многих аспектах Ми-10 все же смог быть задействован в решении многих вопросов на протяжении довольно длительного периода времени. Нельзя забывать о том, что вертолет создавался на базе Ми-6, что также внесло некоторые коррективы в его конструкцию. Вообще же, за разработку машины Миль и его команда получили государственные награды, а сам главный инженер также был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Ми-10 на аэродроме

Удивительный факт: в 1982 году в городе Якутске буквально за пять дней была смонтирована телевизионная вышка высотой 241 метр. Сложность операции состояла в том, что все составные части вышки собрали благодаря Ми-10. Строители–высотники были в восторге от машины.

Всего же за все время существования вертолета их было создано 55 штук. При этом лишь один экземпляр был продан за границу.