Двухтысячные изменили положение Франции на кинематографической карте мира. Если раньше уделом парижских кинодеятелей была комедия, то теперь они уверенно взялись за боевики. Список лучших французских боевиков открывает «Перевозчик» (IMDb: 6.80), взорвавший мировой прокат. В дальнейшем брутальный Джейсон Стэтем продолжил полировать до блеска образ педантичного и аккуратного водителя строгих правил, но лояльных моральных принципов, оказывающего специфические транспортные услуги на своей драгоценной «восьмерке» Audi еще в двух продолжениях. Первые два проекта срежиссировал талантливый постановщик Луи Летерье, в третьем его сменил Оливье Мегатон. В каждой части франшизы создатели соблюдали четкие правила, которые сделали главного героя незаменимым профессионалом. Неослабевающий интерес публики побудил телевизионщиков создать экшн-телесериал по мотивам одноименной серии продюсерских проектов Люка Бессона.
С паркуром по экранам
Потом лучшие французские фильмы-боевики не обошлись без паркура — в кинотеатры лихо заскочил «13-й район» (IMDb: 7.20) Пьера Мореля. Проект, в котором сногсшибательные трюки выполнялись вживую, без применения графики, настолько удивил зрителя, что общественность стала немедленно требовать продолжения. История полицейского Дамьена и хулигана-экстремала Лейто получила свое продолжение по прошествии пяти лет в кино с подзаголовком «Ультиматум», которое снял Патрик Алессандрен. А еще спустя пятилетку публика имела возможность оценить американский ремейк «Кирпичные особняки» постановщика Камиля Деламарра, который стал последней работой Пола Уокера. Что служит свидетельством того, что французские франшизы стали популярными не только у себя на родине, но и цепко закрепились в прокате других стран мира.
Еще одна франшиза
Не последнее место среди лучших французских боевиков занимает серия фильмов «Заложница» (IMDb: 7.80). Этот один из самых успешных национальных проектов был изначально сориентирован на внешний мир. Постановкой первой ленты занимался все тот же Пьер Морель под неусыпным присмотром вездесущего Люка Бессона. «Шлифовка» под американский прокат принесла ощутимые результаты: фильм в 5 раз превысил свой бюджет в США, а по всему миру прибыль вдесятеро превысила начальный бюджет ленты. Актер, сыгравший главную роль, до того вжился в образ, что даже не пытается из него выйти, чередуя продолжения франшизы с участием в похожих по атмосфере проектах. Истории из жизни экс-агента спецслужб, у которого похищают то дочь, то родителей, то грозят бывшей жене, пришлись зрительской аудитории по вкусу. Три фильма серии вкупе собрали в мировом прокате более миллиарда долларов. Теперь французы могут по праву гордиться тем, что над их картинами не только смеются, но и уважают за реальную силу.
Модерновая сказка в духе «Красавицы и чудовища»
Но лидирующую позицию в топе лучших французских боевиков на протяжении десятилетий удерживает легендарный «Леон» (IMDb: 8.60). Как и «Подземка», и «Никита», и «Последняя битва», авторский проект Люка Бессона изображает жесткую реальность, но не пытается погрузить зрителя в депрессию. Наоборот, он заставляет верить, что даже в такой реальности есть место для настоящей любви, геройства и самопожертвования. Картина после премьеры вызвала неоднозначную оценку. Прочувствовавшие работу Бессона беспрестанно хвалили постановку, отмечая восхитительное актерское мастерство, смелые режиссерские решения, выразительную визуализацию. Другие критики не смогли принять девочку в центре кровавой бойни, поэтому сознательно занижали картине оценки. Но даже самые категоричные признавали бесспорно сильные стороны фильма и изобретательность его создателя.
Многослойность повествования
Фильм режиссера с полицейским прошлым Оливье Маршала «Набережная Орфевр, 36» (IMDb: 7.10) критики позиционируют как продолжателя традиций film noir. При этом многие рецензенты указывают на схожесть атмосферы ленты со стилистикой полицейских фильмов 80-х с Бельмондо или Аленом Делоном. Этот проект стал вторым в фильмографии постановщика, первой была детективная драма «Гангстеры», которую вместе с «Набережной Орфевр, 36» можно смело причислить к лучшим французским боевикам. В своей работе Маршал соединил манеру повествования типичных американских полицейских боевиков и традиционного французского рассказа о людях, находящихся по разные стороны закона. Постановщик сохранил многослойность повествования, благодаря чему напряженный рассказ и увлекательная детективная интрига, связанная с поимкой банды оголтелых налетчиков, гармонично сочетается с раскрытием сложных характеров героев. Прежде всего главных — соперников, претендующих на должность шефа полиции.
Не менее достойные проекты
Зачастую среди лучших французских боевиков упоминается фильм Жерара Кравчика «Васаби» (IMDb: 6.70), в котором главную роль, как и в «Леоне», исполняет неподражаемый Жан Рено. Чего в кино больше — комедии или боевика, точно определить невозможно. Картина снята динамично, красиво и ярко, а главное, весело.
Также в представленный список необходимо включить ленту «Из Парижа с любовью» (IMDb: 6.50) от режиссера брутальной «Заложницы». Этот фильм полон иронического насилия и мрачных философских размышлений. В центре повествования шпионская история. Сюжет картины очень динамичный, но при этом позволяет зрителю постепенно знакомиться с новыми деталями.
В категории «лучшие французские боевики последних лет» претендентом на лидерство будет работа Оливье Маршала «Неприкасаемые» (IMDb: 7.00). Хотя лента не содержит ничего крайне новаторского, являясь классической криминальной драмой, Маршал строго следует установленным правилам боевика: в главных ролях два прекрасных актера; простой, но цепляющий сюжет; настоящая дружба; уличные перестрелки; зубодробительные стычки. Настоящее мужское кино.
Пока дилогия
В данный список стоит включить и два неординарных французских проекта, достойные назваться лучшими французскими боевиками. Это фильм «Багровые реки» (IMDb: 6.90) и его сиквел с подзаголовком «Ангелы апокалипсиса». В оригинальной ленте удивляет открыточная красота натуры, волнует напряженная детективная интрига, которую поддерживает ряд удачно введенных эпизодов.
А постановщик Оливье Даан в продолжении мистического триллера умудрился переманить на сторону зла паркур. Он наделил мастерством бега по пересеченной местности таинственных монахов.