«Броненосец «Потемкин» — фильм 1925 года, ставший легендой. Что можно вкратце рассказать о его сюжете? Во-первых, действие фильма происходит в июне 1905 года. Во-вторых, его главными героями являются члены экипажа знаменитого броненосца Императорского Черноморского флота. Эйзенштейн разделил сюжет на пять актов, каждый со своим названием. Составные части фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» будут рассмотрены далее.
Акт I: мужчины и черви
Сцена начинается с двух матросов, Матюшенко и Вакуленчука, обсуждающих необходимость поддержки команды «Потемкина» для осуществления революции, происходящей в России. Пока «Потемкин» стоит на якоре у острова Тендра, неработающие моряки спят на койках. Когда офицер осматривает каюты, он спотыкается и выплескивает свою агрессию на спящего моряка. Шум вызывает пробуждение Вакуленчука, и он произносит речь перед мужчинами, когда они приходят. Вакуленчук говорит: «Товарищи! Настало время, когда мы тоже должны высказаться. Зачем ждать? Вся Россия поднялась! Мы должны быть последними?» Сцена заканчивается утром над палубой, где моряки негодуют из-за низкого качества мяса, предназначенного для кормления экипажа. Мясо кажется гнилым и покрытым червями, и моряки говорят, что даже собака не будет есть это. С этого бытового конфликта сюжет фильма «Броненосец «Потемкин» и начинает набирать обороты.
Корабельный доктор Смирнов вызван капитаном осмотреть мясо. Касательно присутствия червей в еде доктор говорит, что их можно спокойно смыть перед приготовлением. Моряки также жалуются на плохое качество рациона, но доктор объявляет мясо съедобным и заканчивает обсуждение. Старший офицер Гиляровский заставляет моряков, по-прежнему рассматривающих гнилое мясо, покинуть кухню, и повар начинает готовить борщ, хотя и в очередной раз подвергает сомнению качество продуктов. Экипаж отказывается есть борщ, вместо этого выбирая хлеб, воду и консервы. Во время чистки посуды один из моряков видит на тарелке надпись, которая гласит: «Дай нам сегодня наш хлеб насущный». После прояснения значения этой фразы моряк разбивает тарелку, и сцена заканчивается.
Акт II: восстание на корабле
Все те, кто отказывается от мяса, признаются виновными в неподчинении и приговариваются к расстрелу, после чего им разрешают помолиться. Моряки обязаны встать на колени, и их готовят к расстрелу прямо на палубе. Первый офицер дает приказ о начале казни, но в ответ на его просьбы моряки в расстрельном отряде опускают винтовки и начинают восстание. Моряки подавляют численное превосходство офицеров и захватывают контроль над кораблем. Офицеров выбрасывают за борт, священника вытаскивают из укрытия, в котором он прячется от взбунтовавшейся толпы, а доктора отправляют в океан в качестве пищи для червей. Мятеж можно считать успешным несмотря на то, что харизматичный лидер Вакуленчук погибает во время восстания.
Акт III: Одесская революция
Броненосец «Потемкин» прибывает в Одессу. Тело Вакуленчука относят на берег и объявляют его мучеником за свободу. Одесситы, опечаленные, но воодушевленные самопожертвованием Вакуленчука, вскоре сошлись на том, что все они разделяют недовольство царем и его правительством. Человек, связанный с правительством, пытается обратить гражданскую ярость против евреев, но люди быстро его освистывают и избивают. Моряки собираются, чтобы помянуть Вакуленчука, и объявляют его героем грядущей революции. Одесситы поддерживают моряков, но своим поведением привлекают внимание полиции.
Акт IV: бойня на лестнице
В этом акте происходит самая известная сцена фильма, происходящая на Потемкинской лестнице (в честь которой она и получила свое название). Часть жителей Одессы отправляется на своих кораблях и лодках к броненосцу, чтобы оказать поддержку морякам и пожертвовать припасы. Другая же часть жителей собирается у Потемкинской лестницы, чтобы поддержать мятежников и отразить атаку полиции.
Внезапно отряд прибывших казаков формирует боевые колонны наверху ступеней и идет к толпе безоружных граждан, включая женщин и детей, и начинает стрелять, монотонно спускаясь вдоль лестницы. Время от времени солдаты останавливаются, чтобы сделать очередной залп по толпе, прежде чем продолжить свой холодный, безжизненный и сюрреалистичный марш. Тем временем правительственная кавалерия атакует бегущую толпу у подножия лестницы, уничтожая многих из тех, кто выжил после первой атаки. Короткие сценки показывают спасающихся бегством от нападающих, а также убитых и пострадавших. Самые известные из этих сцен — катящаяся коляска по Потемкинской лестнице, выстрел женщине в лицо, разбивающий очки, а также высокие сапоги солдат, двигающихся в унисон.
В отместку моряки «Потемкина» решают использовать орудия броненосца для стрельбы по городскому оперному театру, где царские военачальники созывают собрание. Между тем появляется новость о том, что армада военных кораблей направлена в Одессу, чтобы подавить восстание на броненосце «Потемкин».
Акт V: моральная победа
Моряки решают вывести линкор из Одессы, чтобы помериться силами с флотом царя. В тот момент, когда битва кажется неизбежной, моряки царской эскадры отказываются открывать огонь, подбадривая и крича, выражая солидарность с мятежниками и позволяя «Потемкину» под красным флагом пройти между их кораблями. Конец.
Как создавалась легенда
История создания фильма «Броненосец «Потемкин» сложна и по-своему примечательна. В 20-ю годовщину первой русской революции комиссия ЦИК решила устроить ряд спектаклей, посвященных событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднования был предложен грандиозный фильм, показанный в рамках специальной программы с роскошным ораторским вступлением, а также музыкальным и драматическим сопровождением. Нине Агаджановой было предложено написать сценарий, а режиссура картины была доверена 27-летнему Сергею Эйзенштейну. В оригинальном сценарии фильм должен был выделить ряд эпизодов, напрямую не касающихся революции 1905 года: русско-японскую войну, геноцид армян, события в Санкт-Петербурге, восстание в Москве. Съемки предполагалось провести в ряде городов СССР. Эйзенштейн нанял множество непрофессиональных актеров для фильма. Он искал людей определенных типов вместо знаменитых звезд.
Переработка сценария
Съемки фильма «Броненосец Потемкин» начались 31 марта 1925 года. Режиссер начал с Ленинграда и успел завершить эпизод с забастовкой на железной дороге и Садовой улице. Затем съемки временно прекратились из-за ухудшения погоды и появления тумана. В то же время режиссер столкнулся с жесткими временными рамками: фильм должен был быть закончен к концу года, хотя сценарий был утвержден только 4 июня. Объективно оценивая ситуацию, Сергей Эйзенштейн решил отказаться от оригинального плана, состоящего из восьми эпизодов, чтобы сосредоточиться только на одном. Это было восстание на линкоре «Потемкин», которое в огромном сценарии Агаджановой занимало всего несколько страниц (41 кадр). Сергей Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым существенно переработал и расширил эпизод.
Кроме того, в процессе создания фильма были добавлены некоторые сцены, которые не были предусмотрены ни планом Агаджановой, ни набросками самого Эйзенштейна. Среди них, в частности, был эпизод со штормом, с которого начинается фильм. В результате содержание ленты было очень далеко от оригинального сценария Агаджановой. В 1925 году, после продажи негативов фильма в Германию и переиздания режиссером Филом Юци, фильм «Броненосец «Потемкин» (1925) был выпущен на международном уровне в версии, отличной от той, которая первоначально планировалась. Попытка казни моряков была перенесена с начала на конец фильма. Позже лента была подвергнута цензуре. Например, слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой Ленина.
Художественные особенности и культурное влияние
Эйзенштейн изначально задумывал фильм как революционный и пропагандистский, но также использовал его для проверки своих теорий, касающихся монтажа. Советские кинематографисты Кулешовской школы кинопроизводства экспериментировали с влиянием монтажа фильма на зрителей, и Эйзенштейн попытался отредактировать ленту таким образом, чтобы вызвать как можно больший эмоциональный отклик. Он хотел, чтобы зритель почувствовал симпатию к мятежным морякам броненосца и ненависть к царскому режиму. И ему это удалось. Лента Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» была первым массовым пропагандистским фильмом в истории кинематографа. И на это обращали внимание многие люди, которым довелось увидеть фильм.
«Броненосец «Потемкин»»: отзывы и оценки современников
Кинематографический эксперимент Эйзенштейна имел смешанный успех. Режиссер был разочарован из-за того, что фильму не удалось привлечь широкую зрительскую аудиторию, хотя он и был положительно принят за границей.
И в Советском Союзе, и за рубежом лента потрясла аудиторию, но не столько политическим подтекстом, сколько реалистичным изображением насилия, что было редкостью в фильмах того времени. Потенциал этого шедевра в плане влияния на политическую мысль посредством эмоционального отклика был отмечен нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назвал ленту изумительной и не имеющих равных в кино. Он считал, что любой, кто не имел твердой политической убежденности, мог стать большевиком после просмотра этой картины. Он даже был заинтересован в том, чтобы немцы сняли похожий фильм. Эйзенштейну не понравилась эта идея, и он написал возмущенное письмо Геббельсу, в котором заявил, что национал-социалистический реализм не может похвастаться ни правдой, ни реализмом. Фильм не был запрещен в нацистской Германии, хотя Гиммлер издал директиву, запрещающую членам СС посещать показы, так как он счел картину неподходящей для этого рода войск. В конце концов фильм был запрещен в Соединенных Штатах и Франции, а позже и в родном Советском Союзе. Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» был запрещен в Великобритании дольше, чем любая другая лента в истории этой страны.
Современные зрители также оценивают картину весьма положительно, хотя восторгаются ей лишь отъявленные киноманы.
Легендарная сцена
Одна из самых знаменитых сцен в фильме — резня мирных жителей на Одесских ступенях (которые ныне известны как Потемкинская лестница). Эта сцена была признана культовой и одной из самых влиятельных в истории кино. Ряды полицейских, монотонно марширующих по ступеньках, внушают ужас, как и их залпы по мирным жителям. Среди жертв царской полиции пожилая женщина в пенсне, молодой мальчик с матерью, студент в форме и школьница-подросток. Мать, толкающая младенца в детской коляске, падает на землю, умирая, и коляска катится вниз по ступенькам среди убегающей толпы.
Фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» был самой кровавой лентой своего времени. Резня на ступенях хотя никогда и не происходила в реальности, имела под собой реальную историческую основу, как и весь фильм. На самом деле в 1905 году, несмотря на массовые демонстрации горожан, никаких убийств одесситов не было. Тем не менее сцена оказалась настолько мощной и влиятельной, что многие люди до сих пор уверены, будто расстрел на Потемкинской лестнице — это исторический факт. Свое название лестница получила именно в честь фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
Актеры
Роль Вакуленчука, обаятельного лидера мятежных матросов, сыграл Александр Антонов — заслуженный артист РСФСР. Другие ведущие роли — командира Голикова и лейтенанта Гиляровского — сыграли Владимир Барский и Григорий Александров соответственно. Однако на роли большинства персонажей, присутствующих в фильме «Броненосец «Потемкин»(1905), были утверждены непрофессиональные актеры.