«Его абсолютно чистым достоинством была преданность искусству, горевшая священным огнем»,- так рассказывала о Сергее Дягилеве звезда русского балета Т. Карсавина.
Родившись на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, Сергею Дягилеву удалось принципиально изменить хореографию балета, оживить его незыблемые каноны, создать иную культуру костюмов и декораций. Именно с приходом Дягилева в искусство появилось понятие «балет Дягилева» и балетная антреприза.
«Русские сезоны» в Европе
История появления «Русских сезонов» в Европе начинается с 1906 года. Именно тогда Сергей Дягилев, готовя художественную выставку для парижского Осеннего салона, задумал проведение масштабных мероприятий для того, чтобы более широко ознакомить европейскую публику с русским искусством.
Сначала это была идея проведения «Русских исторических концертов», блестяще воплощенная в жизнь. Концерты прошли в 1907 году и состояли из шедевров русской музыки XIX и начала XX веков. А на следующий сезон, в 1908 году, в Париже была показана опера М. Мусоргского «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в главной роли.
Первый оперно-балетный сезон был проведен Дягилевым в 1909 году.
Так началось триумфальное шествие «Русских сезонов» за границей. Спектакли были организованы по принципу антрепризы, то есть не с постоянно действующей труппой актеров, а с приглашением лучших солистов из разных русских театров, лучших художников для разработки костюмов и декораций к спектаклям.
Это стало настоящим откровением для театральной публики Парижа. Вплоть до Первой мировой войны сезоны проходили ежегодно с ошеломляющим успехом.
Балет Дягилева, фото афиши сезона 1911 года.
Истоки: семейная тяга к искусству
Дата рождения Сергея Дягилева — 31 марта 1872 года. Место рождения: деревня в Новгородской губернии под названием Селищи. Будущий маэстро появился в семье потомственного дворянина и офицера Павла Дягилева.
Детство Сергея проходило сначала в Санкт-Петербурге, а затем семья переехала в Пермь, где Дягилевы жили вплоть до окончания сыном Пермской гимназии. Гостеприимный дом Дягилевых в Перми был декорирован подлинниками гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, на книжных полках теснились каталоги всех ведущих музеев Европы.
Здесь проходили литературные и музыкальные вечера. Сын аккомпанировал на фортепьяно дуэту отца и мачехи. Одним словом, не дом, а центр культурной жизни провинции.
Творческая и созидательная атмосфера в доме способствовала появлению у молодого Сергея Дягилева подлинной тяги к искусству, желания служить музам.
Питерские свершения
В 90-х годах XIX века он возвращается в Петербург, где максимально погружается в изучение различных наук: поступает одновременно в консерваторию и на юридический факультет.
Однако деятельная натура требовала более захватывающих занятий. В Петербурге Сергей Дягилев полностью погружается в художественную жизнь столицы, пренебрегая юриспруденцией и занятиями под руководством Римского-Корсакова.
Активность и энтузиазм молодости делали благое дело, позволяя молодому человеку проявить незаурядные организаторские способности.
Поставив благородную цель — показать заинтересованной публике новое русское художественное искусство, он организует несколько блестящих выставок современных и неизвестных тогда еще художников. Справедливости ради, нужно отметить, что эти выставки часто были поводом для шуток фельетонистов и гневных проповедей критиков искусства.
Но вскоре, несмотря на нападки и насмешки, а может и благодаря скандальным выставкам, о Дягилеве заговорил весь Петербург.
При поддержке известных меценатов Саввы Морозова и Марии Клавдиевны Тенишевой он и художник Александр Бенуа становятся редакторами журнала «Мир искусства». Девиз журнала — «Искусство, чистое и свободное».
Этот девиз на многие годы становится для Дягилева и принципом жизни. В число художников журнала входили Илья Репин, Лев Бакст, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие в будущем знаменитые русские художники. Появление настоящего коллектива единомышленников, объединенных издательским делом, еще раз доказывало, что Сергей Дягилев не случайный человек в искусстве и востребован самим временем.
Выпуск журнала «Мир искусства» стал первым шагом на пути к будущим великим «Русским сезонам». Потому что это был проект, преследующий просветительские цели и посвященный как российской, так и западной культуре, объединяющий все современные и актуальные виды искусства.
«Русские сезоны» и «Русский балет»: в чем отличие
Прежде чем дальше рассказывать о русском балете Дягилева, надо обособить понятие «Русские сезоны» от понятия «Русский балет» в том смысле, в каком понимал Дягилев эти направления российского искусства.
Для Сергея Павловича Дягилева «Русские сезоны», как новое явление в искусстве, состоялись или начались с 1906 года, именно по ним, как по вехам, он измерял свою деятельность, их юбилеи праздновал, указывал номера сезонов на афишах.
«Русские сезоны» включали художественные выставки, концерты, оперное, а позднее и балетное искусство.
Феномен «Русский балет Дягилева» связан с балетной антрепризой и появлением необычных балетных спектаклей, этюдов и номеров — в рамках программ «Русские сезоны», начиная с 1909 года.
Официально же первый спектакль «Русского балета» состоялся в апреле 1911 года в Монте-Карло, эту дату и считают датой зарождения традиции показа балета за рубежом.
В содружестве талантов
Триумф первого сезона русского балета Дягилева 1909 года был предопределен: общий труд и усилия многих талантливых, и даже гениальных, людей не могут кануть втуне.
Решившись заняться подготовкой к сезону, С. Дягилев обратился за содействием к приме русского балета того времени — Матильде Кшесинской. Она была приближена к императорскому двору. В нее был влюблен еще холостой на тот момент будущий император Николай II. Благодаря хлопотам балерины, Дягилеву пообещали крупную субсидию в 25000 рублей и возможность проведения репетиций в Эрмитаже.
Цель перед Дягилевым и командой единомышленников стояла непростая: создать качественно иной тип балета, в котором должна отводиться особая роль мужским партиям, костюмам и декорациям. Стремясь достичь «единства художественного замысла и исполнительского мастерства», Дягилев привлек к обсуждению постановочного материала буквально всех будущих участников: композиторов, художников, хореографов… Все вместе они придумывали сюжеты, обсуждали характер музыки и танцев, будущие костюмы и декорации. В результате получился уникальный синтез новаторства и профессионализма в хореографии, живописи, музыке.
Одновременно Дягилев приступает к набору труппы, в которую приглашает лучших артистов балета Мариинского и Большого театров. На приглашение антрепренера отозвались: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин с женой Верой, Ида Рубинштейн, Серафима Астафьева, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Вера Коралли, Александр Монахов, Михаил Мордкин и другие танцовщики.
Художники, разрабатывающие костюмы и декорации: Леон Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих.
«Русские сезоны» Дягилева, труппа балета за кулисами.
«Сезонные» препятствия
Не все гладко происходило при подготовке первых балетных спектаклей для «Русских сезонов».
В самый разгар репетиций пришел запрет на продолжение проведения их в Эрмитаже, а также закрыта субсидия. Последней точкой кипения был отказ в предоставлении костюмов и декораций Мариинским театром.
Причин, вызвавших практически окончание работы над «сезонами», было несколько. Во-первых, умер князь Владимир Александрович — покровитель Дягилева. А во-вторых, Матильда Кшесинская обиделась на антрепренера за то, что ей досталась второстепенная роль в балете «Павильон Артемиды» вместо ожидаемых ведущих партий.
К слову сказать, Дягилев был непреклонен в выборе ведущих артистов на главные роли, это большое «видение» художника, когда все нынешние или прежние заслуги артиста в данном контексте оказывались бессильны. Подобная история была и в сезоне, когда показывали «Умирающего лебедя» на музыку неизвестного тогда композитора Сен-Санса. Первоначально балетмейстер Михаил Фокин задействовал в танце свою жену Веру Фокину, но Дягилев сказал, что танцевать лебедя сможет только Павлова. В результате мир на несколько десятилетий получил удивительный по выразительности танец в исполнении Анны Павловой, а импресарио, как всегда, оказался прав.
Балет Дягилева в Париже: Анна Павлова в роли раненого лебедя. Область живота костюма балерины украшена огромным рубином, символизирующим кровь от ранения.
Перья на костюме и головном уборе — натуральные, лебединые.
Балет Дягилева: костюмы к постановкам были украшения натуральными драгоценностями, расшиты узорами. В отделке использовались и различные природные материалы.
Возвращаясь к рассказу о подготовке открытия русского балета Дягилева в 1909 году, надо вспомнить и тот факт, что дополнительные препятствия создавал директор всех императорских театров Теляковский. Фактически сочетание возникших трудностей обеспечивало громкий провал «Русским сезонам».
Но провал не состоялся: Дягилеву помогли старые друзья и меценаты. Князь Аргутинский-Долгоруков и графиня Мария (Мися) Серт помогли в финансировании, собрав необходимые деньги.
Париж рукоплещет: публика в экстазе
Балет Дягилева прибывает в Париж в апреле 1909 года. Для показа спектаклей была арендована сцена знаменитого театра Шатле. По прибытии была развернута работа по подготовке театра к приему новых спектаклей и декораций:
- была увеличена сцена;
- обновлен интерьер;
- в партере устроены ложи.
Шли последние репетиции. Совпали время, желание и возможности. Михаил Фокин внедрял в балет собственные идеи хореографии, которые отвечали идеям Дягилева.
Репертуар 1909 года включал пять балетов, поставленных начинающим хореографом Михаилом Фокиным:
- «Павильон Армиды» — это спектакль в одном действии и трех актах; сценарий и оформление по нему писал Александр Бенуа, музыка Николая Черепнина; партию Мадлен и Армиды исполнила В. Коралли, виконта де Божанси — М. Мордкин; раба Армиды танцевал В. Нижинский.
- «Половецкие пляски» — это балетная часть оперы «Князь Игорь» на музыку Бородина, когда балетный фрагмент приобрел форму самостоятельного 15-минутного спектакля; сценография Н. Рериха, исполнители Адольф Больм, Софья Федорова 2-я, солистка Мариинки Е. Смирнова.
- «Пир» — это дивертисмент на музыку национальных танцев, сочиненных русскими композиторами — мазурка Глинки, «Гопак» Мусоргского, марш Римского-Корсакова из «Золотого петушка», лезгинка Глинки, чардаш Глазунова; «Пир» завершал показ русского балета Дягилева, и его целью было показать зрителю всю труппу в самых эффектных и характерных танцах. Заканчивался «Пир» бурным отрывком из «Второй симфонии» Чайковского. Все звезды танцевали падекатр вместе, это был триумф артистов.
Гениальное продолжение
Первые три спектакля были показаны 19 мая, а 2 июня 1909 года состоялись премьеры спектаклей: «Сильфиды» и «Клеопатра».
Показ балета «Сильфиды» или «Шопениана» происходил при участии Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Александры Балдиной, Вацлава Нижинского под музыку из произведений Шопена в аранжировке Д. Гершвина, оркестровках А. Глазунова, А. Лядова, С. Танеева, Н. Черепнина.
Костюмы рисовал Леон Бакст по литографиям прославленной в XIX веке итальянской балерины Марии Тальони в роли Сильфиды.
Спектакль был принят с восторгом, а картина Серова по впечатлениям от представления с изображением Анны Павловой на долгие годы станет визитной карточкой балета Дягилева.
«Клеопатра»
Спектакль на основе рассказа Теофиля Готье подвергся значительной модернизации. Михаил Фокин ввел в новую музыкальную редакцию помимо музыки Аренского произведения Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова, Черепнина. В результате получилась трагичная концовка с танцами, выражающими настоящие страсти и горе.
Лео Бакст создал эскизы новых сцен и костюмов. Магия Древнего Египта, музыка и танцовщики полностью оправдывали ожидания публики необычностью постановки.
Действие проходило во дворе храма между красными статуями богов, фоном служил великолепный блестящий водами Нил. Зрители были покорены чувственностью и выразительностью постановки и исполнительницей главной роли Идой Рубинштейн.
На фото: русский балет Дягилева, картина Л. Бакста к танцу «семи покрывал» Клеопатры.
Известный писатель и драматург Франции Жан Кокто писал, что охарактеризовать русский балет Дягилева кратко можно так: «Это праздник над Парижем, сияющий как «колесница Диониса».
Итак, дело сделано и блестяще.
Балетмейстеры и стиль
На пути сезонов Дягилева было много успеха, взлетов и провалов. Но это был живой организм, находящийся в постоянном развитии. Стремление к новому, поиск искусства невиданного — таковы результаты деятельности великого импресарио.
Сергей Леонидович Григорьев — бессменный режиссер и администратор труппы считал, что от влияния балетмейстеров развивались и балеты Дягилева.
Список балетмейстеров, которые создавали новые этапы в развитии балетного искусства:
- Время творчества в антрепризе М. М. Фокина, которое начинается с 1909 и продолжается по 1912 гг., также при его участии создавались постановки 1914 года. Михаилу Фокину удалось изменить классическую хореографию, выделить мужские балетные партии как новые танцевальные формы, обогатить пластику танца.
- Второй период развития «русского балета» — это годы творчества В. Ф. Нижинского, начиная с 1912 по 1913, 1916 годы. Трудно недооценить опыт танцора и балетмейстера в попытках создания нового балета, полного чувств, эмоций и восхитительной техники.
Балет Дягилева, фото солиста и балетмейстера Вацлава Нижинского.
- Следующим этапом внедрения новшеств в балетное искусство было время работы Л. Ф. Мясина в труппе Дягилева, и охватывает период с 1915 по 1920, 1928 годы. Мясин, развивая традиции Фокина, максимально усложнил рисунок танца, вводя ломаные линии, вычурность и изысканность движений, создавая в то же время свой неповторимый стиль.
- Четвертый этап развития на пути движения русского балета Дягилева был период творчества Брониславы Нижинской, начиная с сезонов 1922 — 1924 и 1926 года. Это время неоклассического стиля балета.
- И, наконец, пятый этап развития — это годы работы с Дягилевым Джорджа Баланчина с 1924 по 1929. Годы, когда балетмейстеру удалось утвердить новые формы XX века, идеи балетов-симфоний, идеи главенства экспрессии над сюжетом.
Однако вне зависимости от того, кто был постановщиком, «Русский балет Дягилева» сохранял свободу поиска, был символом авангардистских и новаторских решений в искусстве, предчувствия веяний времени.
На десятилетия он останется не пойманной, свободной и вожделенной Жар-птицей.
Народная сказка или новый триумф балета Дягилева в Париже
Говоря о сказочных мотивах, составляющих многие сюжеты спектаклей, поставленных на сценах Франции, нельзя не вспомнить о самой успешной премьере 1910 года.
Речь идет о постановке на тему истории о Жар-птице, идею которой давно вынашивал Михаил Фокин. Сначала Лядову была заказана музыка, но так как тот не приступил к написанию ее даже через три месяца, Дягилев решил обратиться к Стравинскому, которого считал новым гением русской музыки.
Композитор, балетмейстер и художник тесно сотрудничали в процессе создания балета, помогая друг другу, делясь творческими советами. Это был союз, подаривший сцене новый балет, замешанный на модернистской живописи, фольклоре и авангардной музыке. Великолепные декорации Александра Головина переносили зрителя в сказочный мир.
Уникальность заключалась в том, что новый балет Дягилева, костюмы к нему были украшены золотом и драгоценностями, расшиты народными орнаментами и мехом.
В главных ролях: Т. Карсавина — Жар-птица, Михаил Фокин — Иван-царевич, В. Фокина — царевна, А. Булгаков — Кощей.
Благодаря балету «Жар-птица» мир узнал великого русского композитора Игоря Стравинского, который на протяжении долгих последующих 18 лет будет сотрудничать с Дягилевым и создаст поистине удивительную музыку к балетам «Петрушка», «Весна священная» и другим.
Балет Дягилева: жар птица, эскиз костюма к балету, художник Л. Бакст.
Скандальный провал «Парада»
Как всякий большой художник, Дягилев все подчинял идее новаторства, не боялся быть «преждевременным», идти наперекор.
Многие постановки балета были настолько иногда авангарды в музыке, хореографии или живописи, что встречали непонимание со стороны зрителей, а их значение было оценено значительно позднее.
Так было со скандальным провалом премьеры в Париже «Весны священной» на музыку Стравинского, с эпатажной хореографией «Фавна» Нижинского, провал ждал и первый показ балета «Парад».
Балет был поставлен в 1917 году. В контексте спектакля слово «парад» означало приглашение зазывалы и ярмарочных шутов перед представлением, приглашающими публику в балаган цирка. Они в виде рекламы показывали зрителям небольшие отрывки из спектакля, который их ожидает.
Это одноактный балет на музыку Энрике Сати, художник декораций и костюмов Пабло Пикассо, сценарий написал Жан Кокто, хореограф Леонид Мясин.
На фото: костюмы к балету «Парад», Дягилев с новой постановкой в Париже.
Некоторые костюмы, созданные Пикассо в стиле кубизма, позволяли танцорам лишь ходить по сцене или делать незначительные движения.
Парижская публика считала кубизм немецким порождением в искусстве. А так как шла Первая мировая война, спектакль восприняли как насмешку и вызов. Публика кричала «Проклятые боши!» и бросалась в драку к сцене. В прессе «Русский балет» был объявлен чуть ли не предателями идей свободы.
Несмотря на первый скандальный показ, этот балет стал переходной вехой в искусстве XX века, как в музыке, так и в сценической живописи. А музыка Сати в стиле регтайма позднее была адаптирована в фортепианное соло.
Последняя гастроль и некоторые интересные факты из жизни русского балета
Сергея Дягилева по праву причисляют к родоначальникам русского шоу-бизнеса. Он не только воплощал все веяния времени на сцене, но и прокладывал дорогу новым приемам и стилям на других уровнях: в живописи, музыке, сценическом искусстве.
Его «Русские сезоны» и поныне вдохновляют творческих людей на поиск новых путей художественного выражения времени.
Особые достижения и факты о русском балете Дягилева:
- Всего было 20 «Русских сезонов», в которых был задействован балет. Хотя изначально Дягилев не планировал включать балетные постановки в концертную программу.
- Для постановки восьмиминутного балетного номер «Послеполуденный отдых фавна», В. Нижинский провел в общей сложности девяносто репетиций танца.
- С. Дягилев был заядлым коллекционером. В 1929 году он заполучил в свою коллекцию письма А. Пушкина, адресованные Н. Гончаровой. Ему их передали перед отбытием на гастроли в Венецию. Импресарио опаздывал на поезд и отложил прочтение писем на время после окончание гастролей, убрав коллекционные раритеты в сейф. Но из Венеции он так больше и не вернулся.
- Последними видели Дягилева Мися Серт и Коко Шанель. Они приехали навестить его во время болезни. Они же оплатили и его похороны, так как у Дягилева с собой не оказалось денег.
- На памятнике Дягилеву в православной части кладбища Сан-Микеле выгравирована фраза, написанная великим импресарио за несколько дней до смерти: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений».
- Рядом с могилой С. Дягилева похоронены Игорь Стравинский и Иосиф Бродский.