Русский балет Дягилева: история, интересные факты, репертуар и фото

«Его абсолютно чистым достоинством была преданность искусству, горевшая священным огнем»,- так рассказывала о Сергее Дягилеве звезда русского балета Т. Карсавина.

Родившись на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, Сергею Дягилеву удалось принципиально изменить хореографию балета, оживить его незыблемые каноны, создать иную культуру костюмов и декораций. Именно с приходом Дягилева в искусство появилось понятие «балет Дягилева» и балетная антреприза.

«Русские сезоны» в Европе

История появления «Русских сезонов» в Европе начинается с 1906 года. Именно тогда Сергей Дягилев, готовя художественную выставку для парижского Осеннего салона, задумал проведение масштабных мероприятий для того, чтобы более широко ознакомить европейскую публику с русским искусством.

Сначала это была идея проведения «Русских исторических концертов», блестяще воплощенная в жизнь. Концерты прошли в 1907 году и состояли из шедевров русской музыки XIX и начала XX веков. А на следующий сезон, в 1908 году, в Париже была показана опера М. Мусоргского «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в главной роли.

Первый оперно-балетный сезон был проведен Дягилевым в 1909 году.

Так началось триумфальное шествие «Русских сезонов» за границей. Спектакли были организованы по принципу антрепризы, то есть не с постоянно действующей труппой актеров, а с приглашением лучших солистов из разных русских театров, лучших художников для разработки костюмов и декораций к спектаклям.

Это стало настоящим откровением для театральной публики Парижа. Вплоть до Первой мировой войны сезоны проходили ежегодно с ошеломляющим успехом.

Балет Дягилева, фото афиши сезона 1911 года.

Париж: русские сезоны

Истоки: семейная тяга к искусству

Дата рождения Сергея Дягилева — 31 марта 1872 года. Место рождения: деревня в Новгородской губернии под названием Селищи. Будущий маэстро появился в семье потомственного дворянина и офицера Павла Дягилева.

Детство Сергея проходило сначала в Санкт-Петербурге, а затем семья переехала в Пермь, где Дягилевы жили вплоть до окончания сыном Пермской гимназии. Гостеприимный дом Дягилевых в Перми был декорирован подлинниками гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, на книжных полках теснились каталоги всех ведущих музеев Европы.

Здесь проходили литературные и музыкальные вечера. Сын аккомпанировал на фортепьяно дуэту отца и мачехи. Одним словом, не дом, а центр культурной жизни провинции.

Творческая и созидательная атмосфера в доме способствовала появлению у молодого Сергея Дягилева подлинной тяги к искусству, желания служить музам.

Питерские свершения

В 90-х годах XIX века он возвращается в Петербург, где максимально погружается в изучение различных наук: поступает одновременно в консерваторию и на юридический факультет.

Однако деятельная натура требовала более захватывающих занятий. В Петербурге Сергей Дягилев полностью погружается в художественную жизнь столицы, пренебрегая юриспруденцией и занятиями под руководством Римского-Корсакова.

Активность и энтузиазм молодости делали благое дело, позволяя молодому человеку проявить незаурядные организаторские способности.

Поставив благородную цель — показать заинтересованной публике новое русское художественное искусство, он организует несколько блестящих выставок современных и неизвестных тогда еще художников. Справедливости ради, нужно отметить, что эти выставки часто были поводом для шуток фельетонистов и гневных проповедей критиков искусства.

Но вскоре, несмотря на нападки и насмешки, а может и благодаря скандальным выставкам, о Дягилеве заговорил весь Петербург.

При поддержке известных меценатов Саввы Морозова и Марии Клавдиевны Тенишевой он и художник Александр Бенуа становятся редакторами журнала «Мир искусства». Девиз журнала — «Искусство, чистое и свободное».

Этот девиз на многие годы становится для Дягилева и принципом жизни. В число художников журнала входили Илья Репин, Лев Бакст, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие в будущем знаменитые русские художники. Появление настоящего коллектива единомышленников, объединенных издательским делом, еще раз доказывало, что Сергей Дягилев не случайный человек в искусстве и востребован самим временем.

Выпуск журнала «Мир искусства» стал первым шагом на пути к будущим великим «Русским сезонам». Потому что это был проект, преследующий просветительские цели и посвященный как российской, так и западной культуре, объединяющий все современные и актуальные виды искусства.

неизвестный портрет Сергея Дягилева

«Русские сезоны» и «Русский балет»: в чем отличие

Прежде чем дальше рассказывать о русском балете Дягилева, надо обособить понятие «Русские сезоны» от понятия «Русский балет» в том смысле, в каком понимал Дягилев эти направления российского искусства.

Для Сергея Павловича Дягилева «Русские сезоны», как новое явление в искусстве, состоялись или начались с 1906 года, именно по ним, как по вехам, он измерял свою деятельность, их юбилеи праздновал, указывал номера сезонов на афишах.

«Русские сезоны» включали художественные выставки, концерты, оперное, а позднее и балетное искусство.

По теме:  Манципация в Древнем Риме - это способ установления права собственности

Феномен «Русский балет Дягилева» связан с балетной антрепризой и появлением необычных балетных спектаклей, этюдов и номеров — в рамках программ «Русские сезоны», начиная с 1909 года.

Официально же первый спектакль «Русского балета» состоялся в апреле 1911 года в Монте-Карло, эту дату и считают датой зарождения традиции показа балета за рубежом.

В содружестве талантов

Триумф первого сезона русского балета Дягилева 1909 года был предопределен: общий труд и усилия многих талантливых, и даже гениальных, людей не могут кануть втуне.

Решившись заняться подготовкой к сезону, С. Дягилев обратился за содействием к приме русского балета того времени — Матильде Кшесинской. Она была приближена к императорскому двору. В нее был влюблен еще холостой на тот момент будущий император Николай II. Благодаря хлопотам балерины, Дягилеву пообещали крупную субсидию в 25000 рублей и возможность проведения репетиций в Эрмитаже.

Цель перед Дягилевым и командой единомышленников стояла непростая: создать качественно иной тип балета, в котором должна отводиться особая роль мужским партиям, костюмам и декорациям. Стремясь достичь «единства художественного замысла и исполнительского мастерства», Дягилев привлек к обсуждению постановочного материала буквально всех будущих участников: композиторов, художников, хореографов… Все вместе они придумывали сюжеты, обсуждали характер музыки и танцев, будущие костюмы и декорации. В результате получился уникальный синтез новаторства и профессионализма в хореографии, живописи, музыке.

Одновременно Дягилев приступает к набору труппы, в которую приглашает лучших артистов балета Мариинского и Большого театров. На приглашение антрепренера отозвались: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин с женой Верой, Ида Рубинштейн, Серафима Астафьева, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Вера Коралли, Александр Монахов, Михаил Мордкин и другие танцовщики.

Художники, разрабатывающие костюмы и декорации: Леон Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих.

«Русские сезоны» Дягилева, труппа балета за кулисами.

За кулисами, 1916 год

«Сезонные» препятствия

Не все гладко происходило при подготовке первых балетных спектаклей для «Русских сезонов».

В самый разгар репетиций пришел запрет на продолжение проведения их в Эрмитаже, а также закрыта субсидия. Последней точкой кипения был отказ в предоставлении костюмов и декораций Мариинским театром.

Причин, вызвавших практически окончание работы над «сезонами», было несколько. Во-первых, умер князь Владимир Александрович — покровитель Дягилева. А во-вторых, Матильда Кшесинская обиделась на антрепренера за то, что ей досталась второстепенная роль в балете «Павильон Артемиды» вместо ожидаемых ведущих партий.

К слову сказать, Дягилев был непреклонен в выборе ведущих артистов на главные роли, это большое «видение» художника, когда все нынешние или прежние заслуги артиста в данном контексте оказывались бессильны. Подобная история была и в сезоне, когда показывали «Умирающего лебедя» на музыку неизвестного тогда композитора Сен-Санса. Первоначально балетмейстер Михаил Фокин задействовал в танце свою жену Веру Фокину, но Дягилев сказал, что танцевать лебедя сможет только Павлова. В результате мир на несколько десятилетий получил удивительный по выразительности танец в исполнении Анны Павловой, а импресарио, как всегда, оказался прав.

Балет Дягилева в Париже: Анна Павлова в роли раненого лебедя. Область живота костюма балерины украшена огромным рубином, символизирующим кровь от ранения.

Перья на костюме и головном уборе — натуральные, лебединые.

Балет Дягилева: костюмы к постановкам были украшения натуральными драгоценностями, расшиты узорами. В отделке использовались и различные природные материалы.

Анна Павлова - "умирающий лебедь"

Возвращаясь к рассказу о подготовке открытия русского балета Дягилева в 1909 году, надо вспомнить и тот факт, что дополнительные препятствия создавал директор всех императорских театров Теляковский. Фактически сочетание возникших трудностей обеспечивало громкий провал «Русским сезонам».

Но провал не состоялся: Дягилеву помогли старые друзья и меценаты. Князь Аргутинский-Долгоруков и графиня Мария (Мися) Серт помогли в финансировании, собрав необходимые деньги.

Париж рукоплещет: публика в экстазе

Балет Дягилева прибывает в Париж в апреле 1909 года. Для показа спектаклей была арендована сцена знаменитого театра Шатле. По прибытии была развернута работа по подготовке театра к приему новых спектаклей и декораций:

  • была увеличена сцена;
  • обновлен интерьер;
  • в партере устроены ложи.

Шли последние репетиции. Совпали время, желание и возможности. Михаил Фокин внедрял в балет собственные идеи хореографии, которые отвечали идеям Дягилева.

Репертуар 1909 года включал пять балетов, поставленных начинающим хореографом Михаилом Фокиным:

  • «Павильон Армиды» — это спектакль в одном действии и трех актах; сценарий и оформление по нему писал Александр Бенуа, музыка Николая Черепнина; партию Мадлен и Армиды исполнила В. Коралли, виконта де Божанси — М. Мордкин; раба Армиды танцевал В. Нижинский.
  • «Половецкие пляски» — это балетная часть оперы «Князь Игорь» на музыку Бородина, когда балетный фрагмент приобрел форму самостоятельного 15-минутного спектакля; сценография Н. Рериха, исполнители Адольф Больм, Софья Федорова 2-я, солистка Мариинки Е. Смирнова.
  • «Пир» — это дивертисмент на музыку национальных танцев, сочиненных русскими композиторами — мазурка Глинки, «Гопак» Мусоргского, марш Римского-Корсакова из «Золотого петушка», лезгинка Глинки, чардаш Глазунова; «Пир» завершал показ русского балета Дягилева, и его целью было показать зрителю всю труппу в самых эффектных и характерных танцах. Заканчивался «Пир» бурным отрывком из «Второй симфонии» Чайковского. Все звезды танцевали падекатр вместе, это был триумф артистов.
По теме:  Добровольное страхование от несчастного случая: виды, порядок, сроки выплат

Гениальное продолжение

Первые три спектакля были показаны 19 мая, а 2 июня 1909 года состоялись премьеры спектаклей: «Сильфиды» и «Клеопатра».

Показ балета «Сильфиды» или «Шопениана» происходил при участии Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Александры Балдиной, Вацлава Нижинского под музыку из произведений Шопена в аранжировке Д. Гершвина, оркестровках А. Глазунова, А. Лядова, С. Танеева, Н. Черепнина.

Костюмы рисовал Леон Бакст по литографиям прославленной в XIX веке итальянской балерины Марии Тальони в роли Сильфиды.

Спектакль был принят с восторгом, а картина Серова по впечатлениям от представления с изображением Анны Павловой на долгие годы станет визитной карточкой балета Дягилева.

Анна Павлова, балет Сельфиды

«Клеопатра»

Спектакль на основе рассказа Теофиля Готье подвергся значительной модернизации. Михаил Фокин ввел в новую музыкальную редакцию помимо музыки Аренского произведения Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова, Черепнина. В результате получилась трагичная концовка с танцами, выражающими настоящие страсти и горе.

Лео Бакст создал эскизы новых сцен и костюмов. Магия Древнего Египта, музыка и танцовщики полностью оправдывали ожидания публики необычностью постановки.

Действие проходило во дворе храма между красными статуями богов, фоном служил великолепный блестящий водами Нил. Зрители были покорены чувственностью и выразительностью постановки и исполнительницей главной роли Идой Рубинштейн.

На фото: русский балет Дягилева, картина Л. Бакста к танцу «семи покрывал» Клеопатры.

Эскиз к балету Клеопатра

Известный писатель и драматург Франции Жан Кокто писал, что охарактеризовать русский балет Дягилева кратко можно так: «Это праздник над Парижем, сияющий как «колесница Диониса».

Итак, дело сделано и блестяще.

Балетмейстеры и стиль

На пути сезонов Дягилева было много успеха, взлетов и провалов. Но это был живой организм, находящийся в постоянном развитии. Стремление к новому, поиск искусства невиданного — таковы результаты деятельности великого импресарио.

Сергей Леонидович Григорьев — бессменный режиссер и администратор труппы считал, что от влияния балетмейстеров развивались и балеты Дягилева.

Список балетмейстеров, которые создавали новые этапы в развитии балетного искусства:

  • Время творчества в антрепризе М. М. Фокина, которое начинается с 1909 и продолжается по 1912 гг., также при его участии создавались постановки 1914 года. Михаилу Фокину удалось изменить классическую хореографию, выделить мужские балетные партии как новые танцевальные формы, обогатить пластику танца.
  • Второй период развития «русского балета» — это годы творчества В. Ф. Нижинского, начиная с 1912 по 1913, 1916 годы. Трудно недооценить опыт танцора и балетмейстера в попытках создания нового балета, полного чувств, эмоций и восхитительной техники.

Балет Дягилева, фото солиста и балетмейстера Вацлава Нижинского.

Вацлав Нижинский, балет "Шахерезада"

  • Следующим этапом внедрения новшеств в балетное искусство было время работы Л. Ф. Мясина в труппе Дягилева, и охватывает период с 1915 по 1920, 1928 годы. Мясин, развивая традиции Фокина, максимально усложнил рисунок танца, вводя ломаные линии, вычурность и изысканность движений, создавая в то же время свой неповторимый стиль.
  • Четвертый этап развития на пути движения русского балета Дягилева был период творчества Брониславы Нижинской, начиная с сезонов 1922 — 1924 и 1926 года. Это время неоклассического стиля балета.
  • И, наконец, пятый этап развития — это годы работы с Дягилевым Джорджа Баланчина с 1924 по 1929. Годы, когда балетмейстеру удалось утвердить новые формы XX века, идеи балетов-симфоний, идеи главенства экспрессии над сюжетом.

Однако вне зависимости от того, кто был постановщиком, «Русский балет Дягилева» сохранял свободу поиска, был символом авангардистских и новаторских решений в искусстве, предчувствия веяний времени.

На десятилетия он останется не пойманной, свободной и вожделенной Жар-птицей.

Народная сказка или новый триумф балета Дягилева в Париже

Говоря о сказочных мотивах, составляющих многие сюжеты спектаклей, поставленных на сценах Франции, нельзя не вспомнить о самой успешной премьере 1910 года.

Речь идет о постановке на тему истории о Жар-птице, идею которой давно вынашивал Михаил Фокин. Сначала Лядову была заказана музыка, но так как тот не приступил к написанию ее даже через три месяца, Дягилев решил обратиться к Стравинскому, которого считал новым гением русской музыки.

По теме:  Трибунал в Австралии признал травлей удаление из друзей в Facebook

Композитор, балетмейстер и художник тесно сотрудничали в процессе создания балета, помогая друг другу, делясь творческими советами. Это был союз, подаривший сцене новый балет, замешанный на модернистской живописи, фольклоре и авангардной музыке. Великолепные декорации Александра Головина переносили зрителя в сказочный мир.

Уникальность заключалась в том, что новый балет Дягилева, костюмы к нему были украшены золотом и драгоценностями, расшиты народными орнаментами и мехом.

В главных ролях: Т. Карсавина — Жар-птица, Михаил Фокин — Иван-царевич, В. Фокина — царевна, А. Булгаков — Кощей.

Благодаря балету «Жар-птица» мир узнал великого русского композитора Игоря Стравинского, который на протяжении долгих последующих 18 лет будет сотрудничать с Дягилевым и создаст поистине удивительную музыку к балетам «Петрушка», «Весна священная» и другим.

Балет Дягилева: жар птица, эскиз костюма к балету, художник Л. Бакст.

Костюм Жар-птицы

Скандальный провал «Парада»

Как всякий большой художник, Дягилев все подчинял идее новаторства, не боялся быть «преждевременным», идти наперекор.

Многие постановки балета были настолько иногда авангарды в музыке, хореографии или живописи, что встречали непонимание со стороны зрителей, а их значение было оценено значительно позднее.

Так было со скандальным провалом премьеры в Париже «Весны священной» на музыку Стравинского, с эпатажной хореографией «Фавна» Нижинского, провал ждал и первый показ балета «Парад».

Балет был поставлен в 1917 году. В контексте спектакля слово «парад» означало приглашение зазывалы и ярмарочных шутов перед представлением, приглашающими публику в балаган цирка. Они в виде рекламы показывали зрителям небольшие отрывки из спектакля, который их ожидает.

Это одноактный балет на музыку Энрике Сати, художник декораций и костюмов Пабло Пикассо, сценарий написал Жан Кокто, хореограф Леонид Мясин.

На фото: костюмы к балету «Парад», Дягилев с новой постановкой в Париже.

Костюмы к балету "Парад"

Некоторые костюмы, созданные Пикассо в стиле кубизма, позволяли танцорам лишь ходить по сцене или делать незначительные движения.

Парижская публика считала кубизм немецким порождением в искусстве. А так как шла Первая мировая война, спектакль восприняли как насмешку и вызов. Публика кричала «Проклятые боши!» и бросалась в драку к сцене. В прессе «Русский балет» был объявлен чуть ли не предателями идей свободы.

Несмотря на первый скандальный показ, этот балет стал переходной вехой в искусстве XX века, как в музыке, так и в сценической живописи. А музыка Сати в стиле регтайма позднее была адаптирована в фортепианное соло.

Последняя гастроль и некоторые интересные факты из жизни русского балета

Сергея Дягилева по праву причисляют к родоначальникам русского шоу-бизнеса. Он не только воплощал все веяния времени на сцене, но и прокладывал дорогу новым приемам и стилям на других уровнях: в живописи, музыке, сценическом искусстве.

Его «Русские сезоны» и поныне вдохновляют творческих людей на поиск новых путей художественного выражения времени.

Особые достижения и факты о русском балете Дягилева:

  • Всего было 20 «Русских сезонов», в которых был задействован балет. Хотя изначально Дягилев не планировал включать балетные постановки в концертную программу.
  • Для постановки восьмиминутного балетного номер «Послеполуденный отдых фавна», В. Нижинский провел в общей сложности девяносто репетиций танца.
  • С. Дягилев был заядлым коллекционером. В 1929 году он заполучил в свою коллекцию письма А. Пушкина, адресованные Н. Гончаровой. Ему их передали перед отбытием на гастроли в Венецию. Импресарио опаздывал на поезд и отложил прочтение писем на время после окончание гастролей, убрав коллекционные раритеты в сейф. Но из Венеции он так больше и не вернулся.
  • Последними видели Дягилева Мися Серт и Коко Шанель. Они приехали навестить его во время болезни. Они же оплатили и его похороны, так как у Дягилева с собой не оказалось денег.
  • На памятнике Дягилеву в православной части кладбища Сан-Микеле выгравирована фраза, написанная великим импресарио за несколько дней до смерти: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений».
  • Рядом с могилой С. Дягилева похоронены Игорь Стравинский и Иосиф Бродский.