Содержание и форма литературного произведения: описание, теория

0
(0)

В теоретической поэтике существует такая понятийная пара, как форма и содержание. Эти понятия взяты из философии. Философы определяют содержание как сущность; литературоведы понимают под этим словом сам сюжет.

Категория содержание литературного произведения неизменно связана с категорией формы. А форма понимается как уже готовое произведение; как отдельный мир, описанный удачными выражениями.

Прежде чем начать писать какое-либо художественное произведение, следует разобраться с теоретическими нюансами этих понятий.

Содержание и форма литературного произведения

В литературе содержание — это внутренний образ, сам смысл всего повествования. Смысл выражается через стиль, через гармоничное соединение слов, то есть через форму. Еще со времен аристотелевской «Поэтики» форма и содержание мыслилось авторами как неразделимое диалектическое понятийное единство.

Аристотель. основы поэтики

Только сам Аристотель выражал эти категории немного иными словами. Он определял два понятия — «как» и «что». Эти категории соответствуют логическим понятиям субъекта и предиката. Форма романа не может существовать без наполнения, и мысли автора не могут передаться читателю, если автор не определит для них какую-то материальную базу.

Слово «форма» пришло из греческого языка и означает — внешний вид чего-то, образ. Категория формы неизменно связано с совокупностью чисто физических аспектов материального характера. А содержание связано с понятием сущности или содержания некоего образа.

В Древнем Риме понятие «содержание» противопоставлялось материальным предметам бытия. Разграничение этих понятий условно и отображает только потребность человека познавать. Это чисто философские термины. И в современный мир они пришли также как гносеологические категории.

Субъективность содержания произведения

Стоить заметить, что форма — это всегда нечто объективное. Внешняя форма художественной литературы это лексика, используемая автором. Именно на нее распространяется авторское право. То есть никто более не имеет права писать те же слова в том же порядке, что этот известный автор. Но содержание можно в той или иной мере копировать.

Элементы произведения

Вот несколько примеров содержания какого-либо текста.

  • Содержание научного труда — концепции и гипотезы. Объект — слова, использованные для рассуждений и донесения фактов.
  • Художественное произведение. Идея и композиция — это содержание, авторская речь, диалоги героев и описания окружающего героев мира — это выражение формы.
  • Литературное произведение педагогического содержания — идеи о том, как лучше доносить знания, заинтересовывать учеников. Примером служит Педагогическая поэма Макаренко.

Жизненный

материал

Образы

главных

героев

Авторская речь

и речь героев

Художественные приемы;

использованная лексика

Итак, содержание литературного произведения — это сюжет. Хотя композиция произведения имеет свою объективную структуру, и строится по определенным законам, но интерпретировать ее читатель может по-своему. Ведь два разных человека трактуют одну историю двумя способами. Так как каждый исходит из своего опыта.

По теме:  Ребенок заболел в Турции на отдыхе: что делать

Научные статьи, дипломы и диссертации также имеют структуру и идею. Но здесь субъективности мало, так как каждая мысль доказывается фактами и логическими построениями.

Краткие содержание литературного произведения

Такие краткие описания экономят время у студентов филологических вузов. Студент, не читая весь объем текста, узнает основные сюжетные линии, ключевые конфликты произведения и некоторые черты характера главного героя.

Идейное содержание литературно-художественного произведения можно понять исходя из краткого описания сюжета. Краткое содержание помогает сформировать личное мнение студенту или ученику школы относительно героев и их взаимоотношений.

краткое содерждание это

Содержание литературно-художественного произведения описывается в фабуле. Фабула — это предельно краткое содержание, где сюжетная линия показана в строгом хронологическом порядке.

Сюжет как основа произведения

Итак, произведение состоит из формы, идеи автора и композиции. Строится композиция по определенному шаблону. Начинается литературное произведение всегда с пролога, а заканчивается эпилогом. Основу композиции все знают с 8 класса школы:

  • Пролог.
  • Завязка.
  • Кульминация.
  • Развязка.
  • Эпилог.

Сюжет произведения часто во многих историях похож. В детективных произведениях следователь находит убийцу или грабителя; роман влюбленных в мелодраматическом сценарии заканчивается либо свадьбой, либо расставанием и сожалением. Но каждый автор наполняет сюжет своими красками, старается сделать героя интереснее, дарит читателю какие-то незабываемые эмоции.

Композиция - это

Через сюжет, через трансформацию героя писатель доносит ту мысль, которую он задумал еще вначале своего повествования, как главную.

Иоганн Гете задачу писателя охарактеризовал так:

Овладеть всем миром и найти ему выражение.

Вот, что значит совместить форму и содержание. История не пишется просто так, любой рассказ поднимает социальную или философскую проблематику. И чтобы раскрыть проблему, нужно уметь пользоваться образными выражениями языка и знать, как своего героя сделать близким читателю.

Эстетика Гегеля. Идеал и образное выражение

В период расцвета немецкой классической философии термины литературного творчества старался изъяснить в рамках своего миропонимания Гегель. В его произведении » Эстетика» понятиям содержания и формы литературного произведения философ уделил особое внимание.

Гегель заметил — образы творца произведения не могут быть чем-то ограниченным. Каждый художественный образ должен выражать заложенную в нем идею. Характер героя непременно сказывается на его облике и речи, а в интерьере комнаты должно отображаться прошлое хозяев и их отношение к материальной стороне жизни.

По этому поводу сам Гегель в своей «Эстетике», выдвинул основное положение:

Соединение идеи и образа в их свободное примиренное целое.

Взгляд М. Бахтина на форму и содержание

Михаил Бахтин — один из наиболее известных русскоязычных философов и теоретиков литературы. Его взгляды во многом определили ход развития русской литературы. В чем заключается его мнение насчет вопроса о содержании и форме литературного произведения? М. Бахтин не рассматривал форму как просто технику или стиль писателя.

По теме:  Документальный фильм "Осовец. Крепость духа": отзывы

Михаил Бахтин

Форма для него означает больше способ организации сюжета. Литературовед говорил, что читатель должен не просто читать слова, а переживать эстетически прочитанный текст.

Анализ содержания литературного произведения

Анализ необходим для более полного осознания тех вопросов, которые поднимает автор. Произведения литературы должны рассматриваться с двух сторон. Оценка дается и на соответствие техническим нормам и правилам составления сюжета, и на степень раскрытия темы.

Анализ также должен иметь определенную структуру.

План критического анализа произведения следующий:

  1. Определить тему и главную идею произведения. Насколько полно раскрыта тема.
  2. Проанализировать, соблюдена ли целостность формы и содержания.
  3. Охарактеризовать персонажей, систему образов в литературном произведении, проанализировать приемы раскрытия персонажей их правдоподобность в различных сценах.
  4. Охарактеризовать отношение самого автора к теме.
  5. Выяснить, как используются выразительные средства для создания образов; прокомментировать стиль писателя.

C.T. Колридж, английский поэт, критик, говорил о том, что произведение талантливого писателя от работ посредственного отличается абсолютной органичностью и целостностью.

Другой критик Б. Ларин разработал свой метод анализа — «Опыт анализа формы». Категория содержания литературного произведения здесь максимально раскрывается и детализируется.

Анализ единства формы и содержания

Отдельно рассматривается анализ на единство содержания и формы литературного произведения. Критик этот аспект романа также учитывает и анализирует.

Анализ художественного произведения

Для того чтобы написать качественный анализ произведения, уровень знаний и умений в области филологии и философии литературы должен быть высоким. А также автор анализа обязательно должен иметь превосходное критическое мышление.

Содержание литературного произведения — это определение моральной стороны романа. Не только стилистика имеет значение для критика, но и мораль, к которой подводит писатель в конце рассказа или романа.

Содержание литературного произведения. Современный взгляд

В современной литературе писатели и литературоведы стараются не использовать такие термины как «содержание» и » форма». Вместо них употребляются более отвлеченные понятия — » знак» и «символика знака». Однако по своей внутренней сущности эти категории точно такие же. Современная система понятий вполне соответствует понятиям «что» и «как» и у Аристотеля.

теория литературы

Для романов и рассказов не существует лекала, по которому строится сюжет. Содержание литературного произведения — это целиком внутренний мир автора, заключенный в какую-то лексическую форму, разделенный на эпизоды и главы. Но все же писать по интуиции нельзя. Начинающему автору необходимо знать законы драматического произведения.

Юрий Лотман. Целостность произведения

Юрий Михайлович Лотман самый выдающийся российский мыслитель, литературовед и культуролог XX века. Что думал он по поводу идейного содержания литературного произведения?

филолог Юрий Лотман

Ю. Лотман утверждал, содержание – это план архитектора, а форма – уже реализованный план здания. И соответственно, здание не может существовать без плана. План помогает писателю структурировать сюжет и создавать литературное произведение по всем канонам драматического искусства.

По теме:  Как чистить кожаную куртку в домашних условиях - способы, особенности и отзывы

Читатель обязательно дает моральную оценку героям произведения. Он оценивает их поступки, мысли и переживания. Сочувствие к герою возникнет только если автор смог создать объемного персонажа, не «картонного» то есть безликого. Целостность произведения — это гармоничное соединение всех сюжетных линий воедино, чтобы фабула описывала лишь одно целостное событие. Развязка всего конфликта должна исходить из фабулы. А характер героя должен соответствовать принципам правдоподобности и соответствовать описываемому времени и пространству.

Как строится сюжет?

История действительно интересна, когда в ней есть довольно серьезный неразрешимый конфликт между героем и антигероем либо героем и социумом. Писателю необходимо до деталей продумать все составляющие сюжет эпизоды.

Читатель вникает в неизвестный ему художественный мир произведения, чтобы проследить за развитием конфликта и судьбой понравившегося ему героя. Содержание литературного произведения — это сюжет, но развернутый и детализированный.

Чтобы построить сюжет, необходимо заняться построением четкого плана. Для этого следует выписать четкую идею и тематику будущего произведения. Затем описать кратко все вехи сюжета — экспозиция, развитие конфликта, когда произойдет кульминация и что будет после нее.

Обязательно проработать характер главного героя: каким он выглядит в начале повествования? Каковы его мотивы? С кем и почему он борется? Как он изменился в конце, и рад ли он сам и его близкие этим изменениям в его личности?

Когда удастся связать воедино в плане трансформацию героя, развязку его личной дилеммы и развязку основополагающего конфликта всего рассказа, тогда идея доработана. Теперь можно садиться за написание формы — сосуда для идеи.

Выводы

Итак, единство содержания и формы литературного произведения достигается в процессе детального планирования сюжета. При правильном построении сюжета. Автор четко знает, какие сцены ему нужны, какие диалоги уместны, а какие нужно вычеркнуть.

Категории формы и содержания разбирались всеми известными философами и литераторами: Аристотелем, Гегелем, Михаилом Лотманом. Эти понятия служат основой для построения гармоничного литературного произведения и научного труда в равной степени.

Краткие содержания литературных произведений необходимы для понимания фабулы. Прочтя лишь основные характеристики героя и фабулу произведения, студент или школьник уже может что-то написать о произведении в своем сочинении. А для начинающего писателя знакомство с фабулой помогает найти в уже известных произведениях решения для своих сюжетов.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.