Содержание и форма литературного произведения: описание, теория

В теоретической поэтике существует такая понятийная пара, как форма и содержание. Эти понятия взяты из философии. Философы определяют содержание как сущность; литературоведы понимают под этим словом сам сюжет.

Категория содержание литературного произведения неизменно связана с категорией формы. А форма понимается как уже готовое произведение; как отдельный мир, описанный удачными выражениями.

Прежде чем начать писать какое-либо художественное произведение, следует разобраться с теоретическими нюансами этих понятий.

Содержание и форма литературного произведения

В литературе содержание — это внутренний образ, сам смысл всего повествования. Смысл выражается через стиль, через гармоничное соединение слов, то есть через форму. Еще со времен аристотелевской «Поэтики» форма и содержание мыслилось авторами как неразделимое диалектическое понятийное единство.

Аристотель. основы поэтики

Только сам Аристотель выражал эти категории немного иными словами. Он определял два понятия — «как» и «что». Эти категории соответствуют логическим понятиям субъекта и предиката. Форма романа не может существовать без наполнения, и мысли автора не могут передаться читателю, если автор не определит для них какую-то материальную базу.

Слово «форма» пришло из греческого языка и означает — внешний вид чего-то, образ. Категория формы неизменно связано с совокупностью чисто физических аспектов материального характера. А содержание связано с понятием сущности или содержания некоего образа.

В Древнем Риме понятие «содержание» противопоставлялось материальным предметам бытия. Разграничение этих понятий условно и отображает только потребность человека познавать. Это чисто философские термины. И в современный мир они пришли также как гносеологические категории.

Субъективность содержания произведения

Стоить заметить, что форма — это всегда нечто объективное. Внешняя форма художественной литературы это лексика, используемая автором. Именно на нее распространяется авторское право. То есть никто более не имеет права писать те же слова в том же порядке, что этот известный автор. Но содержание можно в той или иной мере копировать.

Элементы произведения

Вот несколько примеров содержания какого-либо текста.

  • Содержание научного труда — концепции и гипотезы. Объект — слова, использованные для рассуждений и донесения фактов.
  • Художественное произведение. Идея и композиция — это содержание, авторская речь, диалоги героев и описания окружающего героев мира — это выражение формы.
  • Литературное произведение педагогического содержания — идеи о том, как лучше доносить знания, заинтересовывать учеников. Примером служит Педагогическая поэма Макаренко.

Жизненный

материал

Образы

главных

героев

Авторская речь

и речь героев

Художественные приемы;

использованная лексика

Итак, содержание литературного произведения — это сюжет. Хотя композиция произведения имеет свою объективную структуру, и строится по определенным законам, но интерпретировать ее читатель может по-своему. Ведь два разных человека трактуют одну историю двумя способами. Так как каждый исходит из своего опыта.

Научные статьи, дипломы и диссертации также имеют структуру и идею. Но здесь субъективности мало, так как каждая мысль доказывается фактами и логическими построениями.

По теме:  Британский юмор. Как шутят англичане? Тонкий юмор

Краткие содержание литературного произведения

Такие краткие описания экономят время у студентов филологических вузов. Студент, не читая весь объем текста, узнает основные сюжетные линии, ключевые конфликты произведения и некоторые черты характера главного героя.

Идейное содержание литературно-художественного произведения можно понять исходя из краткого описания сюжета. Краткое содержание помогает сформировать личное мнение студенту или ученику школы относительно героев и их взаимоотношений.

краткое содерждание это

Содержание литературно-художественного произведения описывается в фабуле. Фабула — это предельно краткое содержание, где сюжетная линия показана в строгом хронологическом порядке.

Сюжет как основа произведения

Итак, произведение состоит из формы, идеи автора и композиции. Строится композиция по определенному шаблону. Начинается литературное произведение всегда с пролога, а заканчивается эпилогом. Основу композиции все знают с 8 класса школы:

  • Пролог.
  • Завязка.
  • Кульминация.
  • Развязка.
  • Эпилог.

Сюжет произведения часто во многих историях похож. В детективных произведениях следователь находит убийцу или грабителя; роман влюбленных в мелодраматическом сценарии заканчивается либо свадьбой, либо расставанием и сожалением. Но каждый автор наполняет сюжет своими красками, старается сделать героя интереснее, дарит читателю какие-то незабываемые эмоции.

Композиция - это

Через сюжет, через трансформацию героя писатель доносит ту мысль, которую он задумал еще вначале своего повествования, как главную.

Иоганн Гете задачу писателя охарактеризовал так:

Овладеть всем миром и найти ему выражение.

Вот, что значит совместить форму и содержание. История не пишется просто так, любой рассказ поднимает социальную или философскую проблематику. И чтобы раскрыть проблему, нужно уметь пользоваться образными выражениями языка и знать, как своего героя сделать близким читателю.

Эстетика Гегеля. Идеал и образное выражение

В период расцвета немецкой классической философии термины литературного творчества старался изъяснить в рамках своего миропонимания Гегель. В его произведении » Эстетика» понятиям содержания и формы литературного произведения философ уделил особое внимание.

Гегель заметил — образы творца произведения не могут быть чем-то ограниченным. Каждый художественный образ должен выражать заложенную в нем идею. Характер героя непременно сказывается на его облике и речи, а в интерьере комнаты должно отображаться прошлое хозяев и их отношение к материальной стороне жизни.

По этому поводу сам Гегель в своей «Эстетике», выдвинул основное положение:

Соединение идеи и образа в их свободное примиренное целое.

Взгляд М. Бахтина на форму и содержание

Михаил Бахтин — один из наиболее известных русскоязычных философов и теоретиков литературы. Его взгляды во многом определили ход развития русской литературы. В чем заключается его мнение насчет вопроса о содержании и форме литературного произведения? М. Бахтин не рассматривал форму как просто технику или стиль писателя.

Михаил Бахтин

Форма для него означает больше способ организации сюжета. Литературовед говорил, что читатель должен не просто читать слова, а переживать эстетически прочитанный текст.

По теме:  Сериал «Наездник в маске»: история создания, сюжет

Анализ содержания литературного произведения

Анализ необходим для более полного осознания тех вопросов, которые поднимает автор. Произведения литературы должны рассматриваться с двух сторон. Оценка дается и на соответствие техническим нормам и правилам составления сюжета, и на степень раскрытия темы.

Анализ также должен иметь определенную структуру.

План критического анализа произведения следующий:

  1. Определить тему и главную идею произведения. Насколько полно раскрыта тема.
  2. Проанализировать, соблюдена ли целостность формы и содержания.
  3. Охарактеризовать персонажей, систему образов в литературном произведении, проанализировать приемы раскрытия персонажей их правдоподобность в различных сценах.
  4. Охарактеризовать отношение самого автора к теме.
  5. Выяснить, как используются выразительные средства для создания образов; прокомментировать стиль писателя.

C.T. Колридж, английский поэт, критик, говорил о том, что произведение талантливого писателя от работ посредственного отличается абсолютной органичностью и целостностью.

Другой критик Б. Ларин разработал свой метод анализа — «Опыт анализа формы». Категория содержания литературного произведения здесь максимально раскрывается и детализируется.

Анализ единства формы и содержания

Отдельно рассматривается анализ на единство содержания и формы литературного произведения. Критик этот аспект романа также учитывает и анализирует.

Анализ художественного произведения

Для того чтобы написать качественный анализ произведения, уровень знаний и умений в области филологии и философии литературы должен быть высоким. А также автор анализа обязательно должен иметь превосходное критическое мышление.

Содержание литературного произведения — это определение моральной стороны романа. Не только стилистика имеет значение для критика, но и мораль, к которой подводит писатель в конце рассказа или романа.

Содержание литературного произведения. Современный взгляд

В современной литературе писатели и литературоведы стараются не использовать такие термины как «содержание» и » форма». Вместо них употребляются более отвлеченные понятия — » знак» и «символика знака». Однако по своей внутренней сущности эти категории точно такие же. Современная система понятий вполне соответствует понятиям «что» и «как» и у Аристотеля.

теория литературы

Для романов и рассказов не существует лекала, по которому строится сюжет. Содержание литературного произведения — это целиком внутренний мир автора, заключенный в какую-то лексическую форму, разделенный на эпизоды и главы. Но все же писать по интуиции нельзя. Начинающему автору необходимо знать законы драматического произведения.

Юрий Лотман. Целостность произведения

Юрий Михайлович Лотман самый выдающийся российский мыслитель, литературовед и культуролог XX века. Что думал он по поводу идейного содержания литературного произведения?

филолог Юрий Лотман

Ю. Лотман утверждал, содержание – это план архитектора, а форма – уже реализованный план здания. И соответственно, здание не может существовать без плана. План помогает писателю структурировать сюжет и создавать литературное произведение по всем канонам драматического искусства.

Читатель обязательно дает моральную оценку героям произведения. Он оценивает их поступки, мысли и переживания. Сочувствие к герою возникнет только если автор смог создать объемного персонажа, не «картонного» то есть безликого. Целостность произведения — это гармоничное соединение всех сюжетных линий воедино, чтобы фабула описывала лишь одно целостное событие. Развязка всего конфликта должна исходить из фабулы. А характер героя должен соответствовать принципам правдоподобности и соответствовать описываемому времени и пространству.

По теме:  Концепция дошкольного образования: основные идеи, нормативные документы

Как строится сюжет?

История действительно интересна, когда в ней есть довольно серьезный неразрешимый конфликт между героем и антигероем либо героем и социумом. Писателю необходимо до деталей продумать все составляющие сюжет эпизоды.

Читатель вникает в неизвестный ему художественный мир произведения, чтобы проследить за развитием конфликта и судьбой понравившегося ему героя. Содержание литературного произведения — это сюжет, но развернутый и детализированный.

Чтобы построить сюжет, необходимо заняться построением четкого плана. Для этого следует выписать четкую идею и тематику будущего произведения. Затем описать кратко все вехи сюжета — экспозиция, развитие конфликта, когда произойдет кульминация и что будет после нее.

Обязательно проработать характер главного героя: каким он выглядит в начале повествования? Каковы его мотивы? С кем и почему он борется? Как он изменился в конце, и рад ли он сам и его близкие этим изменениям в его личности?

Когда удастся связать воедино в плане трансформацию героя, развязку его личной дилеммы и развязку основополагающего конфликта всего рассказа, тогда идея доработана. Теперь можно садиться за написание формы — сосуда для идеи.

Выводы

Итак, единство содержания и формы литературного произведения достигается в процессе детального планирования сюжета. При правильном построении сюжета. Автор четко знает, какие сцены ему нужны, какие диалоги уместны, а какие нужно вычеркнуть.

Категории формы и содержания разбирались всеми известными философами и литераторами: Аристотелем, Гегелем, Михаилом Лотманом. Эти понятия служат основой для построения гармоничного литературного произведения и научного труда в равной степени.

Краткие содержания литературных произведений необходимы для понимания фабулы. Прочтя лишь основные характеристики героя и фабулу произведения, студент или школьник уже может что-то написать о произведении в своем сочинении. А для начинающего писателя знакомство с фабулой помогает найти в уже известных произведениях решения для своих сюжетов.