Интегральный алгоритм чтения: структура и пояснения. Секреты скорочтения

0
(0)

Интегральный алгоритм чтения — это особый способ перекодирования и восприятия исходной информации, которым человек пользуется при чтении книги. Это приводит к значительному росту эффективности и скорости восприятия данных. В этой статье мы расскажем о структуре этого метода, а также об особенностях и секретах скорочтения.

Восприятие текста

Школа скорочтения и развития интеллекта

Интегральный алгоритм чтения позволяет нам не только максимально быстро читать предложенный текст, но и воспринимать его, то есть понимать, что там написано, запоминать. Если представить себе, что первоклассник читает учебник по высшей математике, то неудивительно, что после он не сможет воспроизвести практически ни слова. Это нельзя называть чтением, особенно осознанным, хотя формально он мог все прочитать с первой до последней страницы. Но при этом не в состоянии повторить факты, изложить основную идею текста, выразить свое отношение к нему, применить на практике полученные знания.

Действительно прочитанным текст можно считать только в том случае, если человек в состоянии:

  • выделять из него отдельные факты и воспроизводить их;
  • пояснять, как текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете;
  • высказывать критические замечания в его отношении;
  • приводить факты из собственного опыта, которые могут его дополнить;
  • перефразировать основную идею.

Отметим, что в хороших и качественных учебниках обязательно встречаются вступление, выводы, заключение, контрольные вопросы, подобная структура изложения материала помогает лучше усваивать знания.

Разложить все по полочкам

Алгоритм чтения

Авторы интегрального алгоритма чтения — Лев Хромов и Олег Андреев. Они предлагают его использовать для универсального запоминания текста, восприятия информации. Главное, читая текст, разложить все для себя по полочкам. Существует семь блоков интегрального алгоритма чтения. Их мы приведем в определенной последовательности. Итак:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Оглавление, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Критика.
  7. Новизна и возможность практического использования полученной информации.

Стоит признать, что при чтении большинство из нас пропускает первые три пункта, считая их незначительными, не желая тратить свои силы на мелочи, а только на запоминание самой сути. Факты, смысл и основная идея — вот что следует запомнить прежде всего, считают они.

Осознание того, какое значение они имеют в алгоритме быстрого чтения, приходит значительно позже. Со временем возникает необходимость визуализировать произведения, отмечая название статей и их авторов, становится проще запоминать образ книги.

Навыки скоростного чтения — вещь полезная, с этим трудно спорить. Как же этого добиться? Результат во многом зависит от того, насколько читатель уже знаком с автором и самим текстом. Перед тем как начать воспринимать текст, происходит своеобразная настройка на тон автора, каким он будет — медленным, торопливым, красочным, отрывочным. Эти установки дают богатую пищу для нашего подсознания, позволяя быстро воспринимать все происходящее. Поэтому опытные мастера скорочтения настоятельно рекомендуют не сокращать изначальный алгоритм, чтобы добиваться максимального результата.

По теме:  Фильмы с машинами. Обзор художественных фильмов про гонки и автомобили

Особенности метода

Курсы быстрого чтения

Если следовать этим рекомендациям, текст любой сложности вы сможете воспринимать с первого раза. Для этого важно расширять собственный угол зрения. Делать это рекомендуется с помощью специальных упражнений, например, таблицы Шульте.

На курсах быстрого чтения вас обязательно обучат, что возвратные движения глаз при чтении считаются недопустимыми. Вернуться к тексту можно только после окончания чтения и осмысления прочитанного. Применение интегрального алгоритма чтения позволяет максимально организовать процесс, повысив его эффективность. Стоит отметить, что при этом алгоритм не исключает возможности его творческого толкования, допуская определенные изменения в зависимости от конкретных условий и установок.

В его названии слово «интегральный» означает, что действие блоков должно распространяться целиком на весь текст. Использование и эффективность именно этого способа подсказали определенные особенности человеческого мозга.

Стоит понимать, что любой текст создается людьми, поэтому является языковым выражением авторского замысла. Из этого следует, что ключевые языковые закономерности будут общими между читателем и автором, действуя не только при создании текста, но и во время его чтения. Это парное общение, которое ведется на едином языке.

Последовательность

На курсах быстрого чтения, которые сегодня проводят для тех, кто желает максимально эффективно усваивать информацию, учат, что алгоритм определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Алгоритмы в жизни окружают нас повсюду. Важно максимально эффективно ими пользоваться. В этом случае все ваши действия будут упорядочены, на выполнение той или иной задачи вы будете тратить минимум времени.

Способ перекодирования исходной информации

Алгоритм быстрого чтения

Важно, что воспринимать в рекордно короткие сроки можно совершенно любую книгу, будь это художественный роман или научно-технический текст. Применяемый при этом способ перекодирования информации у тех, кто научился быстро читать, более эффективен и экономичен.

Стоит отметить, что человек в принципе предварительно программирует многие свои умственные действия, не только чтение. У большинства читателей существуют собственные предпрограммы и алгоритмы, которые многие из нас могут просто не осознавать.

При этом стоит признать, что нередко приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения. Например, когда человек бросается то в начало произведения, то в конец, то в середину. Из подобного чтения он не вынесет для себя никакой информации, будет затрудняться вспомнить даже автора этой книги и ее название.

Факты, критика и новизна

Секреты скорочтения

Рациональное чтение подразумевает точное следование всем блокам, которые мы уже упоминали в этой статье. Если первые четыре в отдельных пояснениях не нуждаются, то на остальных стоит остановиться отдельно.

Под осознанием фактографических данных подразумевается их смысловое усвоение и извлечение из текста. Два последних блока связаны с индивидуальными особенностями каждого конкретного читателя. Его опытом, знаниями, целями, которые он преследует при чтении. То, что одному читателю может казаться банальным и тривиальным, для другого будет и неизведанным, а для критически настроенного читателя — спорным. Так что и критика, и выявление новизны и практического использования полученной информации предполагают активное участие читателя в синтетических и аналитических мыслительных процессах.

По теме:  Татьяна Чубарова: биография и творчество

Правила пользования

Чтобы правильно пользоваться алгоритмом, необходимо для начала запомнить для себя все его блоки, четко представляя, каким содержанием они будут наполнены. Во время чтения текста учащимся, как правило, рекомендуется отобразить алгоритм на отдельном листе, закрепив его над своим рабочим столом.

Еще один важный довод в пользу использования этого алгоритма заключается в том, что современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты слишком избыточны по своему наполнению. Порой эта избыточность может достигать 75%. В результате только четверть объема всего текста несут основной смысл для данного вида чтения и конкретного человека.

Данный способ скорочтения помогает верно сосредоточить свое внимание, обрабатывая только содержательный объем текста. При его использовании крайне важно максимально сокращать время перебора неинформативных элементов. При этом наиболее эффективно должна читаться его содержательная часть. На этом этапе важно реализовывать автоматическое чтение с переменной скоростью, когда «пустые места» прочитываются быстрее, чем часть текста, имеющая конкретное значение.

Чтобы выработать для себя установку на чтение с применением алгоритма, перед тем как вы откроете книгу, необходимо зрительно представить себе каждый из блоков. После этого по мере чтения у вас должно начать складываться представление о том, какой конкретно проблема посвящена та или иная статья.

Фильтрация содержимого

Рациональное чтение

В результате в процессе чтения человек должен как бы фильтровать содержимое конкретного текста, укладывать блоки в определенный алгоритм. Когда в тексте описывается конструкция нового электромобиля, которая обладает определенными отличительными особенностями, важно вспомнить про шестой блок. Нужно критически относиться к самому тексту.

Некоторые психологи считают, что без критического отношения читать тексты точно не стоит. У вас должна быть собственная позиция, которая может совпадать или не совпадать с авторской. Она тоже фиксируется в блоке этого алгоритма.

Новизна

Когда вы уже закончили чтение, важно проанализировать, удалось ли узнать что-то новое, как мы это сможете практически принимать в своей деятельности. С помощью этих данных мы заполните седьмой блок данного алгоритма.

Стоит отметить, что когда книга прочитана, это означает завершение процесса для обычного чтения, но не скоростного. В последнем случае человек должен представить себе зрительный образ интегрального алгоритма, проверить достаточность заполнения всех его блоков. Только на заключительном психологическом акте синтеза и анализа текста удастся лучше его усвоить и запомнить. Поставить смысловую точку.

Подавление регрессии

Скоростное чтение

Стоит отметить, что интегральный алгоритм помогает справиться с еще одной вредной привычкой, которая у многих встречается в процессе чтения. Это регрессия. Активное и организованное чтение следует выполнять в полном соответствии с блоками приведенного в этой статье алгоритма. В этом случае читатель с первого раза детально будет понимать, о чем книга, которая попала ему в руки, усваивать всю информацию.

По теме:  Екатерина Максимова, балерина: дата рождения, биография, карьера, дата и причина смерти

В случае непрерывного следования всем блокам, динамизм мыслительных процессов уже не оставляет времени для повторных возвратов глаз. Возникающая при этом неуверенность сначала может появляться из-за боязни упустить что-то важное и ценное, а затем сменяется твердой убежденностью в том, что однократного чтения в действительности вполне достаточно, чтобы максимально глубоко и полно усвоить все прочитанное.

Чтобы отработать данный навык, его следует закреплять, разработав основное правило чтения. Оно заключается в том, что текст любой трудности следует читать только один раз, не допуская возвратных движений глазами. Только дочитав все до конца, осмыслив информацию, вы можете вернуться к нему еще раз, если такая необходимость все же возникла.

Научиться можно всему

В последнее время популярность набирают школы скорочтения и развития интеллекта, которые предлагают освоить быстрое восприятие информации, каллиграфию, развить интеллект и память под контролем и надзором опытных педагогов.

Преподаватели обещают достаточно высокие результаты. Например, освоить незнакомый текст после завершения курсов можно будет со скоростью от 600 до тысячи слов в минуту. Это поможет ребенку самостоятельно выполнять домашнее задание без помощи репетиторов и родителей, схватывая на лету всю необходимую информацию. Значительное увеличится его успеваемость, станет легко работать с незнакомыми текстами или учить стихи.

Продолжительность обучения

Школа скорочтения и развития интеллекта организует занятия два-три раза в неделю. Филиалы этих учебных заведений сегодня открыты уже во всех крупных городах страны.

Всего стандартный курс включает в себя 72 урока. Для малышей в возрасте до семи лет занятия длятся один час, для ребят постарше — 80 минут. Первая половина каждого урока посвящается технике и секретам скорочтения, а вторая — развитию интеллекта и памяти. Ежемесячно педагоги проводят открытые уроки, на которые приглашают родителей, чтобы продемонстрировать, каких успехов им удалось добиться за отчетный период.

Кому необходимы такие уроки?

В наше время быстрое восприятие информации — залог получения качественного образования. Важно, что в данных учебных заведениях есть курсы не только для дошкольников и школьников, но и для взрослых.

Если малышей учат правильно читать, то со школьниками осваивают понятие прочитанного, повышают интерес к учебе.

Взрослым это поможет повысить скорость и качество работы с документами и новой информацией.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.