Окружающий мир структурен. Знания онтологии, опыт познания и взаимодействия с его компонентами говорит, что реальность вокруг нас не хаотична, а упорядочена. Все ее части представляют совокупность устойчивых связей и обеспечивают общую целостность картины мира.
Определение
Мыслительными процессами, отражающими дискретность мира, являются различные категории.
Категоризация — это процесс познания, который относит изучаемый объект или явление к определенной категории посредством обобщения и выявления общих свойств.
Процесс
Проводя категоризацию действительности, сознание человека сопоставляет свои ощущения и объективное разнообразие форм материи, и ее движение в определенные группы. Познание окружающего мира и процесс его осмысления осуществляется через установление связей на основе общих черт при сопоставлении нового опыта с прошлым. Новый опыт систематизируется сознанием и соотносится с мировоззренческими образованиями, сформированными прежде. Результатом работы глубоких познавательных и умственных процессов является формирование системы категоризации.
История развития и основные теории
Категоризация данных занимала умы ученых не одно столетие. Начало было положено в Древней Греции Аристотелем и Платоном. Они внесли существенный вклад в формирование и развитие современного представления о процессе категоризации. Среди множества подходов и способов можно выделить лишь две теории, которые сохранили свою актуальность на сегодняшний день: классическая и прототипическая.
Классическую теорию использовали еще с античных времен. Платон считал, что классифицировать объекты нужно по общим свойствам, а Аристотель, в свою очередь, дополнил его идею. Он представлял категорию как абстрактное вместилище, где собраны все элементы, относящиеся к этой группе. Она обладает четким контуром, а все ее компоненты имеют одинаковые свойства и равное для всех положение.
Прототипическая теория развилась в ХХ веке благодаря психологу Э. Рош. Он подвергал критике понятия о равенстве элементов категории. Взамен он предложил ввести определения «центр», «периферия категории» и «прототип». Под прототипом подразумевался лучший элемент, который находился в центральном положении. А на периферию помещались наименее характерные компоненты.
Категоризация и классификация
Многие считают, что это одно понятие только под разными названиями. На первый взгляд эти способы систематизации информации действительно похожи. Но у них есть различия, которые отражают разные процессы.
Класс — это совокупность предметов и явлений, сгруппированных по определенным признакам и правилам. Границы класса четкие и точно обозначенные. Поэтому объект к нему может относиться, только если обладает необходимыми свойствами и признаками.
Классификация — это отнесение объекта к классу по совокупности признаков. Хорошим примером, иллюстрирующим этот процесс, являются классификации живых организмов в биологии или система элементов в химии.
В отличие от класса категория определяет только общие свойства, признаки и связь между ними. Ее границы расплывчаты и неточны. Понять какую-то категорию можно только в сравнении с другими.
Категоризация — это определение объектов по категориям на основе общих признаков.
Способы систематизации
На данный момент можно выделить три метода категоризации образов, объектов и явлений:
- Аналитико-описаталельный. Включает группы, основанные на сходности определенных признаков или деталей. Например, леопард и леггинсы — наличие пятен.
- Тематический. Объединения элементов, сформированные на функциональном отношении и в определенных ситуациях. Например, доска и парты — школа.
- Категориально-заключительный. Группы компонентов, созданные на обобщающем рассуждении с применением выбранных объектов в качестве примера определенной категории. Например, жилище, одежда.
Когнитивная категоризация
В основе мыслительного процесса человека, отражения объективной реальности органами чувств, передвижений, поступков и речи лежит категоризация. Она играет огромную роль для когнитивной науки. Когда человек наблюдает что-то как версию другого, думает или мыслит о чем-либо, то взаимодействует с категориями и структурирует их.
Социальное распределение
Человек может структурировать не только объекты, образы и явления, но и образы других людей. Для этого в нашем сознании есть специальная категориальная сетка, в каждой клеточке которой располагаются определенные категории: милый, злой, добряк, лентяй, эгоист, красивый, крутой.
При знакомстве с новым человеком наш мозг «сканирует» незнакомца и записывает в определенные категории. Например, незнакомец помог донести пакеты из магазина. Значит в нашем сознании он зафиксируется как добрый, отзывчивый, чуткий человек. Хотя может таковым и не являться.
Мы очень волнуемся, когда не получается сразу же записать человека в какие-либо клеточки. Обычно в этих случаях говорят: «я не могу понять, что он за человек», «у меня никак не получается раскусить его».
С другой стороны, когда человек находится в какой-либо категории, но его поведение не соответствует ей, то очень сложно это признать и перенести его в другую клетку. Например, человек воспринимается как заботливый, но его поведение выражает наплевательское отношение. Вы не можете себе признаться в том, что он эгоист. Вместо этого в ход пойдут оправдания и защита: » на самом деле он хороший, просто период такой, и вообще, два года назад он помог мне решить серьезную проблему».
Социальная категоризация — отнесение человека к конкретным типам, классам и категориям. Например, ребенок — взрослый, мужчина — женщина, умный — глупый.
Категории чувств
Систематизировать можно не только объекты, данные, явления и образы. Категоризация эмоций представляет собой группы из вариантов поведения и состояний человека:
- Претерпевание — сильное переживание негативных эмоций. Сюда относятся: обида, гнев, ненависть, отвращение, боль, страдания, раздражение, ярость, ужас, страх.
- Состояние — пространственное нахождение человека внутри эмоций. Например, быть в приподнятом настроении. Также эта категория распространяется и на физическое самочувствие (состояние усталости). К ней относятся: апатия, веселье, безмятежность, вдохновение, влюбленность, депрессия, безразличие, возбуждение, беззаботность, восхищение, нежность, печаль, удрученность, радость, ревность, смущение, беспокойство.
- Способность — доступные всем для изучения эмоции, но не каждый может воспринимать их в полном объеме. Имеют субъективную особенность, присущую определенному человеку. Например, «только она способна так любить». К этой категории относятся: любовь, грусть, ненависть, восторг, боязнь, веселье, возмущение, обида, огорчение, тревога, отчаяние.
- Переживание — душевное состояние, вызванное какими-либо сильными переживаниями и эмоциями. Например, «пережил горе», «пережил расставание». К категории относятся такие эмоции, как восторг, досада, любовь, страх, тоска, горе, тревога, потрясение, восхищение, волнение, унижение, смятение. Они отличаются кратковременностью и часто сопровождают важный этап в жизни, который благополучно завершен.
- Испытание — тяжелое переживание, жизненные трудности и невзгоды. Например, «испытать боль». К этой категории относятся: беспокойство, блаженство, безразличие, волнение, гордость, горе, злость, наслаждение, надежда, любовь, обида, огорчение, ревность, симпатия, скорбь, уныние, торжество, терзание, умиление.
- Чувство — физические, психические, эмоциональные и моральные. Например, чувство голода, чувство юмора. Имеет шесть подкатегорий: чувство состояния, сознания, отношения, ощущения, этики и испытания.
Многие эмоции встречаются в нескольких категориях одновременно. Это связано со сложнейшим физиологическим и психологическим устройством человека, который способен одновременно испытывать несколько эмоций. Категоризация — это структурирование чувств по способам проявления.
Культура и личность
Каждый человек воспринимает окружающий мир индивидуально. Этот процесс в виде идей и моделей поведения закладывался с детства, формируя ментальную программу. Источниками таких программ служит культура и общество, в которых протекает социализация человека. Категоризация культур выражается в методах воздействия на индивида со стороны социума:
- Дистанция власти — то, какую роль в разных культурах придают властным отношениям между людьми. В культурах с высокой дистанцией носителям властных полномочий (начальник, родитель, человек старшего поколения) оказывается почтение и повиновение. В обществах с низкой дистанцией власти огромное значение придается равноправию между людьми и персональной независимости.
- Индивидуализм и коллективизм. В коллективистских культурах групповые и семейные цели и интересы ставят выше индивидуальных. Группа властвует над личностью, а место человека в обществе определяется его местом в общественной иерархии. Индивидуалистическая культура ставит интересы отдельной личности выше целей группы. Человек должен сам заботиться о себе и своей семье. В таком обществе человек принадлежит сразу нескольким группам, по этой причине верность им мала, а сотрудничеству предпочитают соперничество и конкуренцию.
- Маскулинность и феминность — степень выражения гендерных ролей в обществе. В маскулинных культурах акцент на власть, самостоятельность, конкурентную борьбу, материальный успех, четкое разделение мужских и женских ролей. В детях поощряется амбициозность, дух соревнования и навык самопрезентации. А в работе самое ценное — результат. В феминных культурах главную роль отдают эмоциональным связям между людьми, заботе о других, развитию социальной политики. В таких обществах не принята демонстрация гендерных различий. В детях развивают чувство единства и кроткость. За труд награждают по принципу равенства.
- Избегание неопределенности — уровень возможных отклонений от общепризнанных мерок и ценностей. В культурах с высоким уровнем неопределенности неизвестные ситуации провоцируют стресс, страх и высокий уровень агрессии. Изменения воспринимаются как угрозу привычному укладу жизни, страх за будущее. Необходимы законы, правила и инструкции на все случаи жизни, чтобы чувствовать себя безопасно. Предпочтительны четкие цели, подробные задания и жесткие дедлайны. Культуры с низким уровнем избегания склонны к риску и не боятся неопределенных ситуаций, поэтому они более стрессоустойчивость и менее подвержены страху перемен. Предпочитают необычные ситуации, предоставляющие новые возможности. В непредсказуемости видится потенциал для дальнейшего развития. Ценится инициативность, и готовность рисковать.
Категоризация — это способность нашего сознания упорядочивать мир, систематизировать наблюдаемое, находить сходства и различия одних объектов от других. Это один из инструментов для познания мира, благодаря которому происходит развитие человека и общества.