Как развивается мораль в детях и подростках? Структура нравственного сознания выстраивается внутри субъекта еще в детские годы через модели поведения родителей и бабушек, а также через образы героев из сказок. В условиях рыночной экономики отношения между людьми не должны стать абсолютно коммерческими. Как этому помешать?
Обязательно надо обучать детей моральным нормам поведения в обществе, развивать понимание ответственности и трудолюбия. Но также важно взрослым и самим соблюдать те правила, которым они обучают своих детей.
Нравственность — это и объективная оценка человеческому поведению и взаимодействию в группе. Но и, одновременно, это особое сознание.
На стержнях нравственного сознания выстраивается семантика слов: жизнь и смерть, смысл — бессмысленность, любовь — ненависть. Уделить внимание нравственному воспитанию своего ребенка- это перворазрядная задача родителей. И мы посмотрим как это правильно сделать.
Нравственное сознание — это
Нравственность — это категория, определяющая человеческое мировоззрения относительно поведения в обществе или в личной жизни. Сознание формируется с помощью речи. Само слово означает — «со знанием». То есть содержание субъективного сознания — знания, которое личность получила от окружения или обрела своим трудом. Добро считают нравственным, а вот агрессию, мстительность и зависть всегда считались безнравственным. Откуда такое деление?
По сути, мораль — это свод негласных правил, предписываемых каждому члену общества. Когда человек по собственному желанию выполняет то, что требуется выполнять для блага социума, его и называют сознательным либо нравственным. Те индивидуумы, которые отказываются подчиняться социальным законам в итоге оказываются изгоями. Выбирая безнравственность как основную философию жизни, люди нередко оказываются в тюрьмах.
Человек в действительности не может жить отдельно от общества. Личность, выращенная социумом, обязана служить тем целям, которые перед ним ставит окружение. Самоуправление во многом иллюзия, так как индивидуальное всегда подчинено целому. Нравственное общественное сознание — это вся культура, которая каждую эпоху имеет свои ценности и свои особенности. Однако в каждую эпоху развитие и усовершенствование своего сознания и общества являлось моральным выбором, а деградация личности и саморазрушение — аморальным выбором.
Структура
В структуре нравственности выделяют нормы поведения и принципы.В принципе можно выделить 3 составляющие морали: нравственное сознание, практика и отношения.
Некоторые принципы оговариваются или прописываются. Другие, такие как правдивость, решительность, участие, доброта являются желательными, но необязательными. Поскольку за короткую человеческую жизнь сформировать в себе все добродетели невозможно, нужно стараться хотя бы пару качеств в себе развить до совершенства.
В первую очередь, нужно следить за своим внешним видом, не допускать неряшливости. Это предписания любого цивилизованного общества.
Философия древности. Взгляды на нравственность
Философы-стоики учили с выдержкой переносить все страдания и учиться на своих ошибках. Эта школа видела главной доблестью человечества стоицизм. Философ-идеалист Платон видел весь мир как отображение духовного мира. Поэтому он считал, что человек нравственные ценности не познает в своей жизни а вспоминает. В своей духовной личине он уже их знал, просто родившись, забыл. Платон считал, что все нравственные ценности человечества идут от Бога. И именно Бог обладает всеми добродетелями, человек — только небольшой их частью.
Аристотель же был материалистом. Направленность его ума была иной. Философ рассматривал нравственность как меру, как способность ограничивать себя. Зло, по его мнению, это отсутствие меры. Аристотель разделял 2 формы — умственные и общечеловеческие формы нравственности.
Европейские мыслители уже использовали понятия религии для объяснения различий между добром и злом. Из учений просвещения известны учения Гегеля, Канта, Монтеня, Дэни Дидро и других философов.
Категорический императив И. Канта
Согласно Канту, человек является высшей ценностью. Каждый свободен в своем поведении ровно настолько, чтобы не причинять вреда другому человеку. Следовательно, никто не может использовать человека как средство для достижения целей. Это правило является первым законом, который обязан выполнять нравственный человек.
Второе правило — каждый обязан относиться к другим так, как бы он хотел, чтобы обращались с ним. Этот закон является золотым правилом этики, который всегда являлся, и всегда будет являться актуальным.
Индивидуальное и общественное сознание
Методы развития нравственного сознания — это этические беседы, разъяснения и примеры. Примерами служат личности с опытом и общественными заслугами — ветераны труда, писатели, деятели культуры.
В школах детей иногда просят написать эссе на тему нравственного поступка и безнравственного. Когда человек начинает задумываться об этих категориях философии, он уже не будет действовать неосознанно в будущем.
Структура нравственного сознания должна быть уже сформирована в субъективном мире подростка. Каждый человек является носителем культуры, и каждый ее развивает своим трудом, передавая следующему поколению уже видоизмененную, усовершенствованную программу взаимодействия в мире.
Формы нравственного сознания
В философии сознание определяет личностное и общественное. Значит и форм морального сознания можно выделить две: индивидуальное нравственное сознание (определения своей сути) и общекультурное сознание.
Моральное общественное сознание имеет также несколько форм:
- общественная культура;
- политическое сознание;
- научное;
- трудовая жизнь и понятие об ответственности за свое будущее;
- правовое сознание.
Все эти формы сознания формируются постепенно уже в старшем школьном возрасте. Качества характера, которые вырабатывает в себе личность могут быть как хорошими, так и дурными.
Если не проводить с подростками бесед о важности этики поведения, о развитии в себе совести, которая будет указывать человеку правильный выбор, то подростки не будут ставить себе целью работать над своими дурными качествами в будущем.
Функции нравственности
Нравственное поведение и нравственное сознание призвано регулировать общественные отношения. Мораль должна развивать гуманизм в человеке и стремление к самосовершенствованию. Проанализировав различные взгляды на значение нравственного сознания в жизни личности, можно выделить 4 основные ее функции:
- Познавательная. Через призму своих уже сформированных принципов человек продолжает далее, по окончании школы, познавать эту реальность.
- Воспитательная — человек должен выработать собственное отношение к жизни, к работе, к отношениям и научится преодолевать трудности.
- Регулятивная. Контроль своего поведения, выбор друзей, места работы, активный вклад в общую деятельность общества — все регулируется личностью. Те вопросы организации жизни это в сущности вопросы о том, куда человек направлен, где ищет счастье и во что верит.
- Оценочная. Взрослый человек дает оценку явлениям и принимает решения в зависимости от того, что он считает правильным, допустимым, а что категорически недопустимым.
Материальный успех на самом деле зависит от морали. Тот, кто считает, что можно лишиться всех друзей ради собственного успеха, глубоко заблуждается. Одиночки быстро ломаются под давлением обстоятельств, не имея поддержки. А если нет, то приобретенные успехи их перестают радовать.
Зачем нужны нравственные ценности?
Во все времена, что существует человеческая форма жизни, мораль существовала, пусть сначала в форме табуирования. Законы проживания в группе требуют чтобы у молодого поколения изначально формировались понятия о ценностях — дружбе, поддержке близких, о недопустимости убийства своих.
Сострадание к ближнему есть и у животных, у слонов например. Они всегда скорбят о том сородиче который был убит. У человека эти ценности тоже запрограммированы, но страх за свою жизнь, который формируется при неблагоприятных условиях в детстве, может сделать человека агрессивным, то есть его инстинкты агрессии начинают преобладать над программой защиты сородичей, поскольку своя шкура, всегда ближе. Но такое поведение нельзя считать нормальным.
Нравственные ценности так и остаются только идеалом, если их не сделать принципами своей жизни. На основании моральных принципов строится духовная жизнь человека. Когда личность осознает из чего состоит нравственность и для чего нужны общественные нормы, она естественным образом становиться достойным членом общества и достигает успеха.
Какие выделяют нравственные ценности?
Нужно, чтобы ребенок понял, что хорошо быть добрым и чистосердечным, чтобы ему захотелось быть хорошим.
Но какие качества считаются нравственными:
- Сострадание.
- Трудолюбие.
- Доброта и искренность.
- Решительность.
- Воля.
- Надежность.
Личность, обладающая несколькими нравственными ценностями уважаема в обществе. Конечно же, на работе не ждут лжеца, а ждут ответственного и правдивого работника. А в семье нужна искренность и самоотверженность. Нравственное сознание человека — это целиком практичное требование к нему общества, в котором тот развивается.
Как развивать в ребенке?
Нравственное моральное сознание в первую очередь развивают в ребенке родители, показывая что нравственно, а что нет, своим поведением. Затем, когда ребенок учится читать, он познает жизнь через сказки, песни и мультики. Важно все это время следить за тем, что проникает в мозг ребенка, и как он программирует себя.
Бессмысленно ожидать от ребенка заботы о себе в старости, если не привить ему с детства уважения к старшим, если не приучить заботиться о ком-то, кроме себя.
Как развивать такое сознание у детей? Формирование сознательности начинается с привития понятий о добре и зле. Герда в сказке о Снежной королеве символизирует добрую сознательную личность. Тогда как Снежная королева нарушает свободную волю Кая, делает его своим рабом. Каждый раз, читая сказку, нужно объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. А также спрашивать его о том, что он понял и какой герой у него вызывает сочувствие. В таких беседах и формируется первое понятие о добре.
Дошкольники, дети 5-6 лет еще только начинают понимать последствия своих поступков. И в это время их нужно учить быть самостоятельными, опрятными, целенаправленными. Родителям до достижения школьного возраста нужно дать ребенку устойчивый внутренний стержень. Он должен знать — от него требуют развивать самоконтроль не просто так. Именно это поможет ему быть собранным на уроках, получать хорошие оценки и так далее.
Развитие у старшеклассников
Задача нравственного воспитания ученика старших классов — выработка активной жизненной позиции, научение подростка брать на себя ответственность и любить труд. И умственный и физический труд закаляет человека, тогда как бездеятельность и пассивность порождает слабость, безволие и страхи. Все эти нюансы взрослой жизни нужно разъяснить подростку перед тем, как он поступит в вуз и начнет сам за себя отвечать.
Методы формирования нравственного сознания — это в первую очередь общение и чтение. Художественная литература отображает в себе основные ценности, которыми живет данное поколение.
В большинстве классических романов главные герои — это люди, имеющие твердые убеждения и ценности. Литература, изучаемая в старших классах призвана развить в ребенке те самые нравственные качества, которые есть в герое. Сейчас ценностные ориентиры — свобода самовыражения, гуманизм, толерантность, развитость ума и смекалка.
Учителям и родителям в это время нужно сотрудничать. В школах нужны различные тренинги для родителей, работа должна быть направленна на разъяснение родителям их роли, важности их поддержки. Нельзя упустить время и пустить ситуацию на самотек. Именно в этот период человек сам начинает формировать свою жизнь. Он должен уже уметь выстраивать взаимоотношения с людьми и самостоятельно поднимать свой культурный уровень, чтобы быть интересным собеседником.
Нужные знания сейчас найти легко. А вот узнать добро и красоту можно только во взаимодействии с высоконравственными людьми.
Нравственность и духовность. Отличие
На самом деле, нравственность не является в полной мере духовностью. Это философское понятие, которое относится к этике. Человек, выросший в определенном обществе, впитывает в себя нравственные основы, воспринимает категории добра и зла и далее, во взрослой жизни, сам решает поступать ли ему согласно негласным правилам морали или нет.
Духовность — это совершенно иное понятие. Духовный человек совершает поступки, исходя из понимания глубины вещей и из любви к окружающим. По мнению Николая Бердяева, духовность неразрывна с истинной, и путь человека — раскрыть внутри себя истину.
Духовные качества характера — это еще более высокий уровень развития. Такими качествами можно считать терпение, сострадание к ближнему, смирение и другие.
Моральные ценности сегодня
Из-за философии наслаждения и вседозволенности в современном мире нравственные ценности приходят в упадок. Дети перестают уважать родителей, ждут от них только презентов и денег. Родители, в свою очередь, любят детей не за то, что они есть, а за успехи в школе и умственные возможности. Но в перспективе такая тенденция грозит вымиранием общества как такового, его расколом и войной. Вырастая, ребенок с такими ценностями начинает делить людей на полезных и бесполезных. Это делает его черствым, эгоистичным и одиноким.
Когда сугубо материальные ценности превалируют над сознанием единства общества и благополучия рода, общество приходит в упадок, и вместе с тем, каждая личность терпит поражение.
На нашу эпоху во многом влияет фантастическая литература. Сейчас понятия добра и зла подростки воспринимают из фэнтезийных эпопей и сериалов. Все книги и многочисленные сериалы современности создают у молодых людей обобщенный образ нравственного героя и антигероя. То есть каким нужно стать, чтобы тебя принимали в обществе.
Исходя из этих глубинных программ они будут выстраивать свое поле деятельности и свою личную жизнь. А так как нравственное сознание и нравственные ценности сейчас строятся на сюжетах фантастических миров, предугадать как измениться образ мира в будущем, и кого будут считать моральным, а кого аморальным, практически невозможно.