В истории русской культуры велико значение творчества художника Виктора Михайловича Васнецова. Основными темами его творчества был фольклор и русская история. Его многогранность в мастерстве, жанровом плане и технике исполнения способствовала созданию таких шедевров как: «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером Волке», «Снегурочка» и др. Особое место среди многочисленных творений стоит уделить картине В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 года создания). Предлагаем вам историю написания картины, ее описание, отзывы о ней.
История создания шедевра
Мы рассматриваем картину, навеянную поэтическим сказанием русского народа «Слово о полку Игореве». О походе князя Киевского на половцев мы узнаем еще со школьной программы. Васнецов глядел на далекое прошлое «глазами души», старался держать связь с ним. Чтобы это осуществить ему пришлось довольно тщательно изучить эти события. Художник перечитал много исторических сочинений, материалов, сделал много подготовительных эскизов, зарисовок, наметок. Он несколько раз перечитал «Слово», чтобы открыть для себя высокую правду, насладиться поэтическим очарованием.
Больше всего волнения Васнецов испытывал при чтении строк о гибели войска Игоря.
От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,
С треском копья ломятся булатны…
…Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!
…Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отческую землю.
И пусть реют стрелы, ломаются копья, идет страшная битва.
Этот эпизод и постарался изобразить Виктор Михайлович на картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Полотно было представлено в 1880 году на восьмой передвижной выставке. Подробную историю создания мы не знаем, поскольку художник все держал «под семью замками». Он был от природы скромным и скрытым. Он мало говорил о своих работах, настораживался при излишнем интересе к своей персоне. Картина была воспринята современниками неоднозначно, но все же, многие отметили великий патриотизм полотна. Это было очень важно для настроения русских людей, ведь в годы написания шедевра шла русско-турецкая война.
Приобретение картины Третьяковым
Васнецову довелось сотрудничать с крупными российскими меценатами. Одним из них был Савва Иванович Мамонтов. Этот крупный промышленник, скульптор, музыкант, любитель театра часто собирал в своем доме художников, актеров, писателей. Им было заказано у Виктора Михайловича несколько полотен.
Через некоторое время Васнецов познакомился с меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он и приобрел в свою галерею картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Многих поклонников искусства радует шедевр в Третьяковской галерее Москвы и в наше время.
Сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.
Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.
Особенности композиции
О чем же говорит необычная композиция полотна «После побоища…»? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.
Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.
На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.
Природа в сюжете
Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.
Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.
Идея создания полотна
Живя в Петербурге, Васнецов интересовался жанром народных преданий. Это навеяло ему мысль о создании описываемого шедевра. Для создания сюжета монументального полотна он взял подлинные события. В нем прослеживаются традиции русского народного эпоса. Художник изобразил славный подвиг русских воинов по мотивам «Слово о полку Игореве». Его идеей является показать сражение, воспетое народом и летописцами, чтобы у потомков сохранилась память о величественных образах защитников родной земли.
Отзывы о картине
Сегодня картина Великого мастера Васнецова — народное достояние, хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Часто сюда приходят старшеклассники после изучения «Слова о полку Игореве». А потом им задают писать сочинение «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету картины. Отзывы о полотне довольно положительные, ведь на нем изображены важнейшие события русской истории. Васнецов прославил отважных русских героев, поспел их подвиг. Высота картины 2 м, а ширина — 4 м. Многие отмечают особый патриотизм картины.
Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому
Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.