Первый «клей» был изобретен неандертальцами еще 200 тысяч лет назад

Неандертальцы — ранние представители рода людей, обитавшие в Европе и Азии. Их очень долго считали недоразвитыми сородичами человека разумного, именно поэтому само слово «неандерталец» для многих является синонимом невежества и дикости.

Неандертальцы

Первый

Неандертальцы, однако, отличались хорошо развитым мозгом, жили в сложных сообществах и обладали крайне полезными инструментами и навыками выживания и охоты.

Многие исследователи даже полагают, что исчезновение неандертальцев из-за конфликта с современным человеком – не совсем адекватная историческая теория. Возможно, они были ассимилированы современными людьми, ведь по сей день люди европейского и азиатского происхождения сохраняют элементы ДНК своих неандертальских предков.

Первый клей в истории

Первый

Раскопки, проведенные в прошлые десятилетия, обнаружили в Германии, в местах обитания неандертальцев, глыбы смолы и остатки клейкого вещества на каменных инструментах.

Некоторые антропологи до сих пор утверждали, что производство клея является высокотехнологичным навыком, присущим исключительно анатомически современным людям.

Новое исследование, описанное в журнале Scientific Reports, опровергает это утверждение. Автор исследования, профессор Лейденского университета Пол Козовик, утверждает, что именно неандертальцы изобрели клей, при этом объясняя, как именно они это сделали.

Согласно выводам Козовика, неандертальцы Европы стали использовать клейкое вещество по крайней мере 200 тысяч лет назад.

Экспериментальная археология

Первый

Исследователи проанализировали археологические находки, доказывающие наличие раннего производства смолы.

Дополнительно они провели ряд экспериментов с учетом уровня развития и навыков неандертальцев, чтобы определить, как именно ранним евразийцам удалось изобрести смолу – клейкое вещество, которое могло не только клеить каменные инструменты к деревянным ручкам, но и защищать крепления и швы от воды.

По теме:  Картофель: характеристика, биологические особенности, сорта, сферы применения

Эта техника требовала большего количества дров, больше времени и подготовительных работ, однако именно она помогала получить большее количество смолы.

Техника производства смолы

Первый

По мнению исследователей, неандертальцы вполне могли пользоваться всеми тремя методами добычи смолы в зависимости от своих потребностей.

Например, производство оружия, такого как копья, требовало большего количества смолы, и оптимальным решением было бы использовать сложный, но выгодный третий метод.

В то же время небольшому охотничьему лагерю, где нужно просто отремонтировать орудия, ни к чему было морочить голову с долгой и сложной добычей смолы. В этом случае вполне можно было обойтись и первым или вторым методом.

Кто первый?

До сих пор самые ранние археологические находки, доказывающие использование клейких веществ, датируются примерно 70 тысячами лет назад и приписываются современным людям.

Вполне возможно, что представители вида Хомо Сапиенс в Африке самостоятельно выяснили, как добывать смолу, однако ученые не исключают возможности передачи им навыка от неандертальцев.

Использование смолы

Первый

Несмотря на то, что использование смолы открывает множество возможностей для создания средств передвижения по воде, таких как лодки, корабли и прочие, Козовик утверждает, что во времена эпохи палеолита смола, скорее всего, использовалась только для создания орудий труда и оружия.

В более поздние времена она применялась при создании водонепроницаемых лодок и контейнеров, для изолирования бочек и защиты деревянных конструкций и зданий, однако для этого требовалось добывать смолу в огромных масштабах. Подобных навыков и инструментов у неандертальцев не было.

По теме:  Ориентальная порода кошек: описание с фото, особенности характера, разведение и правила ухода

Контейнеры

Использование керамической посуды в процессе добычи смолы могло бы значительно ускорить процесс, однако нет ни единого доказательства того, что неандертальцы когда-либо производили и использовали глиняную посуду или сосуды.

По мнению ученых, до сравнительно недавнего времени у человека не было необходимости в керамической посуде, особенно если речь идет о сообществах охотников-собирателей и мигрирующих племенах.

Вполне возможно, что неандертальцы и ранние представители Homo Sapiens пользовались контейнерами из дерева и плотных растительных волокон. Однако эти материалы очень плохо сохраняются, поэтому археологи ничего не могут сказать об их существовании и уж тем более использовании в производстве смолы.

Различия

Неандертальцы и анатомически современные люди стали значительно отличаться друг от друга около 500 тысяч лет назад. По предположениям археологов и антропологов, они развивались отдельно друг от друга, пока кочевой образ жизни или процесс миграции не свел представителей рода людей вместе.

Многие антропологи отмечают большее количество сходств, чем различий, между неандертальцами, денисовцами и ранними представителями современных людей. Сегодня даже набирает обороты движение, призывающие объединить их в один вид.

Судьба неандертальцев

Ученые все еще с точностью не могут ответить на вопрос, что именно произошло с неандертальцами, почему столь успешная группа просто исчезла с лица земли.

По теме:  Электрическая схема квартиры. Проект и монтаж электропроводки в квартире

Некоторые исследователи предполагают, что Homo Sapiens уничтожили их либо в процессе местных войн, либо, как ранние колонизаторы американских континентов, заразили их болезнями, к которым иммунитет неандертальцев был не приспособлен.

То, что произошло с неандертальцами, было, вероятнее всего, результатом многих сложных процессов, включая ассимиляцию, культурное взаимодействие и медленное генетическое исчезновение ввиду сосуществования с более генетически успешным и многочисленным видом.

Современные потомки

Первый

Однако не стоит забывать, что эти процессы могли отличаться в зависимости от региона. И эти отличия оставили свою отметку на современном населении.

Сванте Паабо, директор отдела эволюционной генетики в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, отмечает, что целый ряд исследований показывает: у жителей Восточной Азии и коренных американцев приблизительно на 20% больше следов неандертальского генома в их ДНК. Это может свидетельствовать о том, что в этих регионах было больше межродственного скрещивания и меньше конфликтов.

Возможно, это и не совпадение, что многие ранние племена коренных американцев обладали знаниями о работе со смолой. Многие племена даже селились рядом с естественными источниками смолы, такими как битумные озера Ла-Бреа – это регион, в котором расположен современный Лос-Анджелес.