Деятельность современных компаний невозможно представить без рекламы, освещения широким слоям публики особенностей ведения бизнеса и самой организации, ее продукции или услуг, нюансов ведения бизнеса. Для осуществления всего вышеперечисленного существует масса способов. Бэкграундер — это один из них. Данная статья посвящена разбору понятия, структуры текста такого типа и способам его написания.
Расшифровка понятия
Бэкграундер — это текст, написанный специалистом по связям с общественностью для дальнейшего размещения в средствах массовой информации, будь то печатная версия издания или электронная. Текст этот может рассказывать о деятельности компании, ее продукции и оказываемых услугах, истории создания, биографии руководящих должностных лиц, а также развитии.
Для того чтобы данный текст возымел желаемый эффект и был опубликован в СМИ, он не должен носить явного рекламного характера. Бэкграундер — это, прежде всего, информационное письмо. Информация должна предоставляться максимально объективная. Чем интереснее она будет, тем выше вероятность выхода материала «в свет», соответственно, и привлечения дополнительного внимания к деятельности фирмы.
Разновидности бэкграундера
Журналистами и pr-менеджерами различается два основных типа бэкграундера:
- Тексты, входящие в состав пресс-кита, буклета корпорации или информационного пакета. В некоторых случаях бэкграундер может выступать в роли пояснительного материала к пресс-релизу. Тогда он должен отвечать на возникшие вопросы людей, прочитавших изначальный материал.
- PR-текст, рассказывающий о новостях организации, ее новинках, развитии, инновациях. Иногда таким образом могут быть описаны истории из жизни компании.
Цель текста для СМИ
При выходе в новостную среду сенсации у журналистов могут возникнуть вопросы. Бэкграундер — это способ на них ответить. Именно бэкграундер используется для кратких информационных справок о развитии компании. Основная его цель — ненавязчиво напомнить о существовании организации, заявить о себе. Но производится этот процесс не в кричащей манере, а аккуратно, «между строк». Давая ответы на актуальные вопросы, фирма показывает свое местоположение на рынке и запоминается читателю.
Отличие бэкгрундера от пресс-релиза
Два вида текстов PR-назначения часто путают люди без журналистского образования. Стоит отметить, что пресс-релиз — новость сенсационная, кричащая, часто импозантного характера. В нем делается упор на броскость заголовка и первого абзаца текста. В бэкграундэре такого упора нет, да и новость, в нем освещенная, не является сенсацией. Это информация «из первых рук», ответы на вопросы и объективные описания. Однако бэкграундер может являться частью пресс-релиза, то есть своеобразной пояснительной запиской.
Структура PR-текста
Любой текст должен с чего-то начинаться, содержать определенную информацию, а также подводить читателя к выводам. Все это должно быть грамотно структурировано и разложено «по полочкам», чтобы возыметь предполагаемый эффект. Ниже представленная структура бэкграундера — история компании в целом:
- Первое, с чего необходимо начать, — дата основания компании. Это покажет, сколько лет она функционирует на рынке, а значит — увеличит степень доверия.
- Этапность развития. В этом пункте последовательно изложите все несущие этапы формирования и роста организации.
- Легенда организации, цель ее создания, задумки основателей.
- В каком состоянии находится организация в настоящий момент времени.
- Какие товары и услуги имеются на сегодняшний день в прайсе организации.
- Достижения компании в социальной и других сферах жизни общества, основанных фондах, спонсорстве определенным слоям населения либо развивающимся юридическим и физическим лицам.
- Перспективы развития, задумки управляющего коллектива на ближайшее и отдаленное будущее в вопросе функционирования компании.
- Опишите причины успеха организации, чем она выделяется на фоне конкурентов, как заработала статус и доверие публики.
В целях описания организации на собственном сайте компании используется именно такой бэкграундер. Примеры представлены на всех официальных сайтах-визитках фирм, заботящихся о своем имидже. Такой текст может применяться не только для публикации в СМИ, но и для привлечения партнеров по бизнесу, более крупных инвесторов, оптовых закупщиков и так далее.
Как писать бэкграундер
Написание PR-текста — работа, требующая глубокого погружения в особенности организации, ее историю и различные факты ее хозяйственной деятельности. Не исключение и бэкграундер. Примеры крупных компаний позволяют понять, что именно требуется от автора при выполнении данной задачи. Рассмотрим по пунктам, что и как писать в данном тексте:
- Такой текст всегда должен быть посвящен только одной теме. Не важно, общая это история компании или только отдельное событие. Одна тема, остальное приберегите для других статей.
- Размер статьи должен быть в пределах 4-5 страниц.
- Основной массив используемой информации — факты, которые невозможно опровергнуть.
- Рекомендуется дополнять текст различными графиками, таблицами, диаграммами, опросами, официальной статистической информацией в наглядном виде. Так как назначение у статьи информационно-справочное, необходимо соблюсти наглядность для пользователей.
- Не стоит заполнять статью обилием специализированных терминов, понятным только узким кругам специалистов. Информация должна быть доступна для всех читателей.
- Личное мнение не должно вписываться в структуру текста. Бэкграундер, прежде всего, объективная информация.
- Такой текст пишется от третьего лица в деловом стиле.
Оформление
Любой текст требует определенного оформления, в том числе и бэкграундер. Рекламный буклет (вернее, его составная часть), описание компании для официального сайта, визитка для потенциальных партнеров — не важно, какую цель преследует данный pr-текст, для него есть некоторые требования. Итак, ниже перечислены несколько непреложных правил оформления:
- Бэкграундер пишется на фирменном бланке организации. Если это текст для сайта, должны присутствовать хотя бы логотип и название.
- Обязательная составная часть — заголовок и подзаголовки.
- Тема, затронутая в бэкграундере, должна быть полностью описана и детально проработана.
- В тексте должны присутствовать комментарии и реплики от наиболее авторитетных представителей организации, которая является субъектом данного бэкгрундера.
- Заключительную часть текста обычно представляют в графическом варианте, приветствуются разнообразные диаграммы, таблицы и схемы.
Что такое факт-лист
Разновидностью бэкграундеров также является и факт-лист. В большинстве случаев он служит PR-менеджерам, авторам статей и журналистам своеобразной «шпаргалкой» по написанию материала для публикаций. Выглядит факт-лист, как одностраничный текст, даже, скорее, список с фактами без каких-либо комментариев. Он содержит краткую справку о самой организации, должностях, именах ведущих специалистов и управленческого аппарата, список продукции и услуг в арсенале компании.
Также в факт-лист может быть помещена информация об истории развития, важных датах в жизни организации, места расположения офисов и филиалов, сводки о суммах продаж, динамическая статистика.
Обычно факт-лист дополняет пресс-релиз или основной бэкграундер.