Некоторым людям удается говорить на огромном количестве иностранных языков. Как им это удается? И чему можно у них научиться?
Мир языков
На залитом солнцем балконе в Берлине Тим Кили и Дэниэл Краса выстреливают словами как пулями друг в друга. Сначала немецкий, затем хинди, непальский, польский, хорватский, мандарин, тайский – они только начинают говорить на одном языке, как тут же переходят на другой. В итоге они используют в своей беседе более двадцати различных языков. В помещении можно найти несколько групп, которые обмениваются скороговорками. Другие люди собираются в группы по три, подготавливаясь к очень сложной игре – синхронному переводу двух разных языков. Звучит как надежный рецепт сильной головной боли, но они выглядят беззаботно. Женщина по имени Алиса говорит, что подобная ситуация для них вполне нормальна.
Собрание полиглотов
Иногда бывает сложно выучить даже один иностранный язык. Но в Берлине проводится Собрание полиглотов, на которое со всего мира съезжаются люди, владеющие огромным количеством языков, некоторые из них довольно экзотические – мэнский, клингонский, саами и даже особый язык оленеводов Скандинавии. Большое количество из тех людей, которые приехали на Собрание, являются так называемыми гиперглотами — они владеют более чем десятью различными языками абсолютно свободно. Также здесь присутствует один из самых опытных лингвистов в мире, Ричард Симкотт, который возглавляет команду полиглотов из компании eModeration – он свободно использует около тридцати иностранных языков. Человек, который знает один или два иностранных языка, почувствует себя на этом собрании не в своей тарелке, однако люди здесь говорят, что никакой проблемы в этом нет – ведь всегда лучше всего учиться у лучших.
Зарядка для мозга
Если рассматривать серьезные задачи для мозга, то изучение иностранного языка будет среди самых требовательных. У человека имеется большое количество систем памяти, и для изучения иностранного языка требуется активация их все. Существует процедурная память, которая программирует мышцы, чтобы сформировать у вас нужный акцент, есть декларативная память, которая отвечает за запоминание конкретных фактов (как минимум десяти тысяч слов, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к беглости речи, не говоря уже о грамматических правилах). Более того, если вы не хотите звучать как заикающийся робот, эти слова и грамматические структуры должны оказываться на кончике вашего языка за доли секунды, а это означает, что они должны быть запрограммированы как в явной, так и в неявной памяти.
Становление полиглотом
Эта долгосрочная польза для вашего мозга резко контрастирует с различными коммерческими тренировочными проектами, которые не позволяют вам добиться долгосрочных результатов, и если и улучшают работу мозга, то только в краткосрочной перспективе. До недавнего времени, однако, многие неврологи утверждали, что взрослые люди уже слишком стары, чтобы достичь беглости в каком-либо иностранном языке. В соответствии с гипотезой критического периода, существует узкое временное окно в детстве, когда люди могут без проблем воспринимать нюансы новых языков. Однако последние исследования показывают, что эта гипотеза сильно преувеличена – с возрастом между вами и иностранными языками не появляется огромная пропасть, вам просто становится немного сложнее их учить. Естественно, большое количество гиперглотов, которые присутствовали на Собрании в Берлине, выучили часть языков, когда уже были взрослыми людьми. Кили вырос во Флориде, где он учился в одной школе с большим количеством испаноговорящих детей. Он любил настраиваться на иностранные радиостанции, хотя не понимал на них ни слова – для него это было, как слушать музыку. Но только во взрослом возрасте он начал путешествовать по миру и в процессе учить языки. Сперва он переехал в Колумбию, где в университете освоил французский, немецкий и португальский, затем пожил в Швейцарии, Восточной Европе и Японии. Сейчас он говорит более чем на двадцати языках, большую часть которых он выучил, будучи взрослым, поэтому он смело заявляет, что гипотеза критического периода – это полная ерунда.
Как учить язык?
Однако главный вопрос заключается вот в чем – как гиперглотам удается выучить так много языков? И могут ли остальные люди попробовать добиться такого же результата? Во-первых, они гораздо более мотивированы, чем большинство людей. Во-вторых, многие из них постоянно путешествуют, переезжают с места на место, по пути подбирая новые языки. Иногда у них просто не остается выбора, кроме как выучить новый язык. Однако даже с самыми лучшими намерениями и невероятной мотивацией многим людям не удается нормально изучать иностранные языки. Кили на данный момент пишет книгу о социальных, психологических и эмоциональных факторах становления полиглотом.
Кили со скептицизмом относится к идее о том, что это вопрос интеллекта – конечно, он понимает, что аналитическое мышление делает обучение гораздо проще, но дело заключается не только в этом. На самом деле, самое главное – это уметь становиться «культурными хамелеонами». Ведь изучение языка – это не только запоминание набора слов и грамматических структур. Именно поэтому лучше и быстрее всего язык изучается в стране, где все говорят на нем. Так что здесь все зависит не только от мотивации и интеллекта, но также и от условий, в которых вы будете изучать язык.