Н. А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»: краткое содержание, анализ, отзывы

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) является выдающимся представителем русской интеллигенции в эмиграции. Всю свою жизнь философ посвятил изучению психологии русского народа. Бердяевым были исследованы и описаны различные сферы политической, духовной и бытовой деятельности народа России, был выведен ряд общих закономерностей, присущих любому виду тоталитарной власти как на территории России, так и в любой другой стране.

Н. А. Бердяев

Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 года в Киевской губернии Российской Империи, в личном имении своего отца Александра Михайловича, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

Дом Бердяева в ссылке

Николай получил превосходное домашнее начальное образование и без экзаменов поступил в Киевский кадетский корпус. Преподаватели отмечали поразительную тягу будущего философа к гуманитарным наукам и феноменальные способности к обучению. Ректор корпуса посоветовал родителям Николая устроить сына в университет. В возрасте тринадцати лет Николай выдержал вступительные экзамены и стал студентом естественного факультета Киевского университета.

Очень скоро Николай Бердяев стал убежденным сторонником философии марксизма, за что в 1897 году был отчислен из университета. Спустя два года выходит первая статья Николая, посвященная Ф. А. Ланге и его взглядам на критическую философию отношения к социализму.

Ленин. Митинг

Философская концепция

Бердяев считал, что его мировоззрение заключается в обычной философии духа, представляющей собой свободу и безграничный творческий опыт. По мнению философа, превосходство свободы над бытом и есть проявление человеческого духа.

Находясь в ссылке, Бердяев более глубоко проанализировал положения философии марксизма и понял, что ему ближе теологическое осмысление реальности. Это пробудило в Николае живой интерес к религиозному экзистенциализму и духовному персонализму.

Опираясь на положения теологии о свободе духа, Бердяев создает свою собственную философскую концепцию мироощущения, которую позже представит в трактате «Философия свободы», изданном в Германии на собственные сбережения философа.

Отношение к коммунизму

На протяжении всей жизни Бердяев придерживался двойственного отношения к коммунизму. В его представлении существовал «коммунизм изначальный» и «русский коммунизм». Оба этих понятия существенно различались между собой.

«Коммунизм изначальный» представляет собой теорию Маркса и Энгельса в неизменном виде. А «русский коммунизм» — трактовку их теорий с учетом национальных особенностей.

Поначалу Бердяеву был близок «изначальный коммунизм», однако позже философ понял, что его соратники по борьбе считают «русский коммунизм» делом, достойным борьбы. И он переосмыслил свою политическую позицию, начав придерживаться теологического мировоззрения.

Бердяев полагал, что идеология коммунизма была лишь испытанием духа для русского народа, который его не выдержал. Коммунизм ни к чему не привел, в конечном итоге стал одной из причин развала СССР. И Бердяев предполагал это, считая гражданскую войну и раскол общества явной предпосылкой деградации политического устройства страны.

Николай Александрович понимал, что широкое распространение на территории Российской империи коммунизм получил именно благодаря своей двойственной природе и «двойственному началу русской души». Изначально народ видел лишь положительные стороны этой идеологии в угоду собственным желаниям, стараясь не замечать возможных отрицательных последствий.

По теме:  Что такое адамантий, или Уникальный металл от Marvel!

В конечном итоге лишь малая часть положительных сторон идеологии коммунизма проявилась в реальности, в отличие от отрицательных, которые повлияли на народ в полном объеме.

Написание книги

Книга Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» была задумана философом в 1933 году во время его проживания в Германии после того как коммунизм в России пришел к своему логическому завершению в первой стадии. Революция не принесла народу никаких положительных плодов, скорее наоборот, ввергнула население в пучину бедности и вражды.

Николай Александрович прекрасно осознавал, что большинство из людей, требовавших революцию в 1917 году, понимали ее будущие последствия. Размышления на эту тему способствовали грандиозному замыслу по описанию истории, причин и предпосылок революции в России.

Портрет Бердяева

Краткое содержание «Истоков и смысла русского коммунизма»

Этот монументальный труд Бердяева является обобщающим трактатом для всей его философии. Книгу можно назвать своеобразным выводом ко всем трудам и изысканиям писателя. Сам Николай Александрович считал «Истоки и смысл русского коммунизма» записками «человека, совершившего множество ошибок и пытающегося эти ошибки исправить».

Подобная философия Бердяева была продиктована прежде всего пониманием причин собственной ошибки, которую он совершил, поддерживая в юности идеологию революционного марксизма. Через призму собственного видения философ пытается понять, что именно побудило такую огромную массу народа выступить против господствующей власти в поддержку относительно небольшого количества большевиков.

Штурм Зимнего

Бердяев приходит к выводу, что революция никак не могла быть случайным или стихийным явлением в жизни русского народа, а являлась, по сути своей, выплеском накопившихся в результате многовековой несправедливости эмоций и гнева.

Славянофильство и западничество

Н. А. Бердяев полагал, что двойственность русской души «есть корень всех зол в русском человеке». В одной из глав книги автор дает исчерпывающий ответ на вопрос о возникновении причины для революции 1917 года.

Анализ «Истоков и смысла русского коммунизма» дает все основания предположить, что этой причиной является деление мыслящих людей России на славянофилов и западников, тогда как «естественное духовное состояние русского человека – это нечто среднее между этими двумя направлениями».

Русская интеллигенция всегда представляла собой не профессиональное, а идеологическое объединение со своими определенными целями.

Русские все склонны воспринимать тоталитарно, им чужд скептический критицизм западных людей. Это есть недостаток, но это также и достоинство и указует на религиозную целостность русской души. У русской радикальной интеллигенции выработалось идолопоклонническое отношение к самой наук. Когда русский интеллигент делался дарвинистом, то дарвинизм был для него не биологической теорией, подлежащей спору, а догматом… Тоталитарно и догматически были пережиты русской интеллигенцией сан-симонизм, фурьеризм, гегельянство, материализм, марксизм, марксизм в особенности.

По теме:  Таблетка от головы при беременности на раннем сроке

Русский социализм

В «Истоках и смысле русского коммунизма» кратко изложены основные тезисы Бердяева, касающиеся его взглядов на русский нигилизм и отечественный социализм.

Ученый в своих трудах считает, что зарождение философии нигилизма в России во многом обязано концепции русского православия. Ее царская власть не рассматривала как отдельную религиозную философию, строила на авторитете «власти духовной власть политическую».

Картина "Прохожие"

«Неразделение власти церкви и власти правительства» послужило серьезным толчком к формированию «идеологии ненавистничества» в узких кругах отечественной интеллигенции. Позже такие же взгляды выльются в идеологию русского социализма, основой которого станет «идея свободы от любой философии, концепции или религии».

Кульминацией развития нигилизма стал анархизм, представляющий собой «необузданную страсть и ненависть народа ко всему, что сдерживало его в течение веков».

В книге Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» рассматривается переход от философии анархизма непосредственно к самому «делу революции». Этот переход был естественной реакцией на «слепоту и глухоту правящей власти». Бердяев полагал, что высшим слоям общества следовало бы вовремя обратить внимание на проблемы низших слоев и помочь им решить их. Тогда у низших слоев просто бы не было никаких оснований для бунта и, тем более, проведения масштабной идеологической революции.

Марксизм

Маркс и Энгельс

На основании цитат Бердяева из «Истоков и смысла русского коммунизма» можно сделать вывод, что революция 1917 года носила совершенно уникальный характер, так как являлась неосознанной волеизъявлением народа. Люди не отдавали себе отчета в своих действиях. Революция была «грандиозным ураганом не выплеснутых вовремя эмоций, неоправданных надежд, смешанных с завышенными пропагандой ожиданиями», которые и подвигли русский народ на самый великий в истории человечества бунт.

Тоталитарные режимы правления в России были чрезвычайно разными по степени жестокости за все периоды развития государственности страны.

Философ отмечает, что:

Старая русская монархия покоилась на ортодоксальном миросозерцании, требовало согласия с ним. Новое русское коммунистическое государство, тоже покоится на ортодоксальном миросозерцании и требует еще с большей принудительностью согласия с ним. Священное царство всегда есть диктатура миросозерцания, всегда требует ортодоксии, всегда извергает еретиков. Тоталитарность, требование целостности веры, как основы царства, соответствует глубоким религиозным инстинктам народа. Советское коммунистическое государство имеет большое сходство по своей духовной конструкции с московским православным царством. В нем то же удушье.

Критика

Работы Бердяева постоянно критиковались Советской властью и были запрещены для печати и распространения. Советская пресса представляла философа «злобным клеветником», который «не смог ужиться на социалистической родине и подло клевещет на ее государственный строй» из-за границы.

Отзывы на «Истоки и смысл русского коммунизма» от советских литературоведов были преимущественно негативными. Советское правительство возмущал тот факт, что философ не только позволяет себе сравнивать царский режим и советскую власть в каком бы то ни было контексте. Но он дает все основания полагать, что Власть Советов обладает всеми недостатками предыдущих диктатур, так как является тоталитарной по своей сути.

По теме:  Анализ и краткое содержание "Кармен" Мериме Проспера

Молодой Бердяев

Несмотря на то что Бердяев в общем и целом давал положительную оценку действиям И. В. Сталина, который смог поднять страну из разрухи, значительно повысить процент роста экономики и наладить борьбу с организованной преступностью, советская критика все равно считала его трактаты неприемлемыми для чтения советскими гражданами, так как философ ставил национальное русское самосознание выше концепции международного пролетариата.

«Истоки и смысл русского коммунизма» — это не только полноценное историческое исследование большинства государственных схем власти в России, но и трактат-предупреждение, гласящий о недопустимости насаждения в стране тоталитарного режима, так как каждый из подобных режимов свергался.

Издания за рубежом

Первое издание книги «Истоки и смысл русского коммунизма» было осуществлено в Париже в 1955 году. Бердяев был вынужден опубликовать книгу на французском языке в очень сокращенном варианте. Изначально книга писалась для русского читателя, поэтому философ счел неуместными некоторые ее фрагменты, и они были удалены из французского издания.

Последовавшее за французским английское издание книги представляло собой наиболее полный вариант трактата, также изданного с некоторыми изменениями.

Философа огорчал тот факт, что иностранные издатели не могут в полной мере осознать важность его труда для российского и советского читателя. А также они могут счесть некоторые моменты его книги оскорбительными для жителей Европы, в частности, Англии, Франции и Германии.

Издание в России

На родине философа книга неофициально появилась лишь в середине 60-х годов и представляла собой сокращенное французское издание 1955 года на русском языке. Официально же столичные издательства выпустили первые экземпляры книги в 1989 году, причем совсем небольшим тиражом, который был мгновенно раскуплен советской интеллигенцией.

Популярность книги «Истоки и смысл русского коммунизма» пришлась на конец 90-х годов, когда любые материалы, так или иначе критиковавшие коммунистическую идеологию, были востребованы народом.

Идеи и философские воззрения Бердяева были использованы многими учеными того времени, активно критиковавшими советский государственный строй и писавшими собственные монографии на схожую тематику.