Система управления производством на предприятии

Суть бизнеса заключается в удовлетворении потребности клиентов посредством предоставления услуг или товаров. Существование управления производством на предприятии свидетельствует о применении концепций организации бизнеса и управления качеством при создании продукции. Организациям для обеспечения конкурентоспособности принципиально важно создавать ценности для клиентов и решать их проблемы. В статье расскажем о том, для чего и кому нужно качественное управление производством на предприятии, а также как это косвенно влияет на наше благосостояние.

Основы

Производство – создание товаров и услуг для последующего потребления обществом. Оно означает преобразование ресурсов в продукцию в соответствии с потребностями общества. Управление производством – это применение принципов контроля над производственным процессом предприятия. Оно охватывает все виды деятельности, при которых набор факторных составляющих преобразовывается в общественный продукт. Оно включает в себя применение планирования, организации и контроля над производственным процессом.

Основной целью управления производством является создание товаров и услуг нужного качества в требуемом количестве с минимальными затратами. Эффективная организация способна достойно противостоять конкуренции.

Управление производством обеспечивает полное или оптимальное использование имеющихся производственных мощностей. Оно занимается принятием решений, связанных с процессом выпуска продукции. Таким образом, товары и услуги производятся в соответствии с количественными требованиями и графиком спроса с соблюдением минимальной величины затрат.

Экономика предприятия и управление производством – это совокупность общих принципов экономии производства, проектирования объектов и рабочих мест, составления графиков, контроля качества, контроля запасов, затрат и бюджета. Здесь планирование и контроль выступают на первый план в качестве основных видов деятельности.

Общее представление

Процесс производства продукции

Производство – это научный процесс, который включает в себя превращение сырья (материалов) в желаемый продукт или услугу (товар) путем добавления экономической ценности. Оно может классифицироваться на следующие виды:

  1. Производство, основанное на разделении процессов, которое включает в себя желаемый результат, достигнутый путем отделения или извлечения из сырья нужных веществ. Классическим примером является добыча нефти и изготовление разных нефтепродуктов.
  2. Производство за счет модификации или улучшения включает в себя изменение химических параметров сырья без изменения физических свойств. Субъектом, подходящим под описание, может быть металлургический завод, где происходит процесс отжига или нагрев при высоких температурах, а также охлаждение сплавов.
  3. Производство, включающее сборку деталей. Примером такого выпуска продукции может быть сборка автомобилей или компьютеров.

Управление производством продукции на предприятии – это работа по координации и контролю действий, сопровождающая процесс создания продукта. Обычно включает в себя эффективный контроль над планированием, стоимостью, производительностью, качеством и требованиями к отходам.

Функции

Общие передовые практики в системе управления производством оставались неизменными на протяжении десятилетий, однако системы и методы, используемые для обеспечения выпуска высококачественных продуктов, претерпели существенные изменения. Системы, которые когда-то казались идеальными, устарели, и теперь не в состоянии справиться с растущими потребностями современных рынков.

По теме:  Девушка, сбившая в Харькове 5 человек насмерть, была под наркотиками

Цель функции управления производством на предприятии состоит в том, чтобы повысить ценность продукта или услуги, что создаст долгосрочные отношения с клиентами или организациями.

Сфера деятельности

Компоненты бизнеса

Конкурентное давление заставляет руководство производства шире взглянуть на производственные системы. Акцент смещается с планирования на разработку системы управления производством. А иногда — даже с внутреннего планирования производства и контроля на межорганизационные аспекты. Структура управления производством на предприятии учитывает множество факторов. Часто из-за нехватки времени на обработку данных в дополнение к структурированному и модульному подходу требуются компьютеризированные средства поддержки. Моделирование на предприятиях — это область, где наиболее широко известны имитационные модели.

Область управления производством огромна. Она включает выбор местоположения производства, строительство зданий, покупку и установку оборудования, приобретение и хранение сырья и превращение его в товарную продукцию. К перечисленному добавляется контроль производства, качества и технического обслуживания, планирование, оптимизация и автоматизация работы.

Для малых предприятий, работающих по индивидуальным заказам, система управления производством на предприятии будет отличаться от крупных промышленных предприятий.

Выбор производственного процесса

Обсуждение управления процессом

С ростом объемов производства для минимизации затрат используются стандартизированные материалы и специализированное оборудование. Эволюция в структуре процесса часто связана со стадией жизненного цикла продукта.

Выбор процесса управления производством промышленного предприятия относится к стратегическим решениям. Руководство должно решить, какую технологию использовать в мастерской, пакетном цехе, на сборочной линии, какие требуются машины и оборудование, какую систему обработки материалов задействовать.

Выбор правильной производственной мощности

Менеджер по производству осуществляет грамотное управление производством на предприятии, опираясь на показатели мощности. Избыточные производственные мощности приведут к простоям машин и оборудования, а недостаточные производственные мощности не смогут удовлетворить спрос. Руководитель производства должен определить необходимый уровень мощности как для краткосрочного, так и для долгосрочного периода. Выбор мощности включает анализ точки безубыточности.

Планирование

Конвейерное производство

На этом этапе руководитель управления производством на предприятии принимает решение о маршрутизации и планировании.

Маршрутизация может быть определена как процесс определения пути (маршрута) работы и последовательности операций. Это обеспечивает бесперебойную работу и оптимальное использование ресурсов. Руководитель заранее определяет количество и качество требуемого сырья, трудовые ресурсы, машины и материалы; типы и количество процессов, последовательности, в которых операции будут организованы.

Планирование предполагает фиксацию объема работы. Для этого различные производственные операции организуются в порядке важности. Фиксируются начало и завершение, дата и время для каждой операции. Для этого используются различные графики и методы контроля.

По теме:  Можно ли спасти поясничную мышцу

Контроль

Руководитель управления производством на предприятии должен убедиться, что планы производства соблюдаются. Если он обнаружит какое-либо отклонение в производственном цехе, он должен предпринять корректирующие действия.

Контроль качества и стоимости

Формирование плана

Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, предприятия должны выпускать продукцию высокого качества и с наименьшими затратами. Следовательно, контроль качества и затрат является одной из важных функций управления производством на предприятии.

Конечная стоимость продукта варьируется в зависимости от оптимальности использования ресурсов, стоимости запасов и стоимости хранения готовой продукции.

Количество продукта на каждом этапе изготовления должно оцениваться с точки зрения заготовки, хранения и качества. Корректная фиксация сведений, таких как затраченное на производство время, уровень затрат и их влияние на другие процессы в разрезе разных производственных стадий, помогает выявить узкие места и возможности для оптимизации и автоматизации.

Запасы

Руководитель управления производством продукции на предприятии должен следить за уровнем запасов. Из-за затоваривания оборотный капитал предприятия блокируется, во время дефицита товара нарушаются производственные графики и снижается качество доставки готовой продукции. Следовательно, руководитель производства должен поддерживать определенный уровень запасов, который бы не приводил ни к затовариванию, ни к дефициту продукции.

Концепции Just-In-Time (JIT) и бережливого производства применяются для оптимального использования ресурсов, а также для минимизации или устранения запасов.

Техническое обслуживание

Для обеспечения бесперебойного управления процессом производства на предприятии используются станки, машины, оборудование. В самый неподходящий момент они могут выйти из строя, что сдвинет график поставки продукции, поэтому необходимо проводить регулярное плановое техническое обслуживание. Профилактическое обслуживание лучше, чем поломка, поэтому следует составить графики проверки и ремонта. Такие графики не должны влиять на расписание производства.

Постоянный осмотр (регулярные проверки), чистка, смазка, техническое обслуживание, замена старых деталей оборудования, заказ запасных частей входят в задачи начальника производственного цеха.

Плюсы для предприятия

Производственный план

  1. Достижение целей. Основы управления производством на предприятии помогают ему достичь своих целей. Компания производит только ту продукцию, которая удовлетворяет потребности и желания клиентов. Если после проведения маркетингового исследования выводы сделаны верно, в ближайшем будущем фирма увеличит объем продаж и выручки.
  2. Репутация, бренд и имидж. Управление производством помогает фирме удовлетворять запросы клиентов. Оно косвенно способствует повышению репутации фирмы, ее восприятия. Хороший имидж помогает фирме расти и расширяться.
  3. Способствование внедрению новых продуктов. Управление производством помогает экспериментировать и внедрять новые продукты на рынке. На промышленном предприятии без исследований и разработок (НИОКР) не обойтись. Они помогают фирме разрабатывать новые, более качественные продукты.
  4. Поддержка функциональных областей. Управление производством поддерживает другие функциональные области в организации, такие как маркетинг, финансы и персонал. Отделу маркетинга будет проще продавать товары высокого качества, а финансовый отдел получит больше средств за счет увеличения продаж. Предприятию могут выдать кредит, который можно направить на расширение и модернизацию. Отдел кадров сможет эффективно управлять человеческими ресурсами, если производственный отдел будет отличаться высокой производительностью.
  5. Помощь в противостоянии конкуренции. Управление производством помогает фирме противостоять конкуренции на рынке. Это связано с тем, что благодаря ему продукция производится требуемого количества и качества, а цена на нее устанавливается та, которая будет интересна для покупателя.
  6. Оптимальное использование ресурсов. Управление производством способствует оптимальному использованию ресурсов, таких как рабочая сила, машины и сырье. Таким образом фирма может достичь своих целей при эффективном задействовании производственных мощностей. Следствием будет более высокая прибыль организации.
  7. Расширение предприятия. Управление производством помогает фирме увеличиваться и расширяться. Улучшение качества продукции и сокращение расходов помогает фирме получать более высокую прибыль.
По теме:  Медведев разрешил чиновникам скрывать несекретные госзакупки

Плюсы для потребителей и общества

Взаимодействие коллег

  1. Более высокий уровень жизни населения. Управление производством приводит к постоянным исследованиям и разработкам (НИОКР), словом, к новым и улучшенным видам продукции. Люди используют продукты и наслаждаются более высоким уровнем жизни.
  2. Повышение занятости труда. Благодаря производственной деятельности в стране прямо или косвенно появляется множество разных возможностей трудоустройства. Прямая занятость характерна для производственной сферы, а косвенная – создается во вспомогательных областях: маркетинге, финансах, поддержке клиентов.
  3. Улучшение качества и снижение затрат. Управление производством улучшает качество продукции, потому что проводятся исследования и разработки. Крупномасштабное производство при рационализации сталкивается с эффектом масштаба, который снижает стоимость производства на единицу продукции. Для потребителя это выгодно, так как уровень потребительских цен уменьшается.

Управления производством и реализацией продукции предприятия обеспечивает оптимальное использование ресурсов и эффективное производство товаров и услуг, что приводит к быстрому экономическому росту и благосостоянию нации.