Гуны материальной природы в индуистской философии санкхья. Саттва-гуна. Раджо-гуна. Тамо-гуна

Жизненный путь человека имеет потенциал, как для привязывания его к чему-либо, так и для освобождения. Чтобы ориентироваться в этой двойной природе опыта, древняя школа индийской философии Самхья («то, что суммирует») делит реальность на две категории: познающий (пуруша) и познаваемое (пракрити).

Пуруша, Я, никогда не является объектом опыта – это субъект, тот, кто знает. Пракрити, с другой стороны, охватывает все что приходит к нам в объективной вселенной, будь то психологическое или материальное. Это все, что можно узнать.

Непроявленная пракрити – это резервуар безграничного потенциала, состоящий из трех фундаментальных сил, называемых гуны (саттва, раджас и тамас), которые находятся в балансе друг с другом. Благодаря взаимодействию этих сил пракрити проявляется как Вселенная. Поэтому все что может быть известно в этом мире, осязаемое и неосязаемое, является проявлением гун в их различных формах.

Понятие Природы

Пракрити (санскрит: «природа», «источник») в системе индийской философии санкхья (даршан) — материальная природа в ее зародышевом состоянии, которое является вечным и вне восприятия. Когда пракрити (женщина) вступает в контакт с духом, пуруша (мужчина), начинается процесс эволюции, который ведет через несколько этапов к созданию существующего материального мира. Пракрити состоит из трех гун («качеств» материи), которые являются составляющими космическими факторами, которые характеризуют всю природу.

По мнению даршан, активна только пракрити, а дух заключен в ней и лишь наблюдает и переживает. Освобождение (мокша) состоит в выводе духа из пракрити своим собственным признанием его полного отличия от него и не вовлечения. В ранних индийских философских текстах термин «свабхава» («собственное бытие») использовался в смысле, подобном пракрити, для обозначения материальной природы.

элементы природы

Три качества

Согласно Бхагавадгите, гуны материальной природы (первичные качества или способы Природы) имеют три проявления. Каждое из них имеет свое название и характеристики. Эти качества называются саттва, раджо и тамо.

Они существуют во всем, включая людей, в разной степени концентрации и комбинациях. Они также существуют во всех объектах и ​​натуральных предметах. Следовательно, даже еда, которую едят люди, важна с точки зрения формирования правильного поведения.

В зависимости от их относительных сильных сторон и соотношений эти качества определяют природу вещей, существ, их действия, поведение, отношение и привязанность, и их участие в объективном мире, в котором они живут.

Основная цель гун в живых существах — создать зависимость через желания для чувственных объектов, что приводит к различной степени привязанности к ним. Они, в свою очередь, удерживаются привязанными к миру и под постоянным контролем Пракрити.

Роль в создании

Гуны материальной природы рождаются из Пракрити. «Я» не пребывает в них, но они живут в нем. До создания они остаются неактивными и находятся в состоянии идеального равновесия в Изначальной Природе. Когда их баланс нарушается, творение начинает двигаться, и возникает разнообразие объектов и существ, каждый из которых обладает тройными гунами в разных пропорциях. Смесь (панчикарана) из гун и элементов (махабхута) хорошо объяснена в Паингала Упанишаде.

страница Бхагавадгиты

Существа разных миров

Существа в высших мирах содержат преобладание саттвы гуны. Это доминирование обусловлено их природой. Для существ нижних миров характерно преобладание тамо гуны.

По теме:  ФСБ дадут еще больше полномочий

Существа средних миров также имеют отличия. Здесь преобладают раджо гуны. Относительно людей, это выглядит несколько иначе. У них все три эти качества присутствуют в разной степени доминирования в соответствии с их духовной чистотой и развитием.

Грешники, которые находятся за пределами искупления, отличаются преобладанием тамо. Другой категорией являются благочестивые люди, которые пребывают в Дхарме. Их отличает преобладание саттвы. Следующая категория – мирские люди, которые руководствуются эгоистичными желаниями. Им свойственно преобладание раджо.

Отношение к богам

Согласно Бхагавадгите, Бог – истинный Наслаждающийся. Он порождает все творения ради своей радости (ананды). Только Пуруша, находящийся в Пракрити, наслаждается качествами, произведенными ей. Гуны (качества) отвечают за разнообразие природы. Из-за них возникает только разделение реальности и нереальности. Когда они проявляются в творении, отдельные души оказываются под их влиянием и начинают свое путешествие в мир материи и смерти.

Бог (Ишвара) не действует под влиянием какой-либо из трех гун. Он представляет Чистейшую Саттву (шуддха саттва), которая не принадлежит этому миру. Среди богов у Брахмы преобладает раджо. Он является ее покровителем.

Вишну отличает преобладание саттвы. Соответственно, он ее покровитель. Шива является покровителем тамо, преобладающей в нем. Однако все три бога — чистые существа (шивам). Они не привязаны к ним или к Природе. В целях творения и порядка, и регулярности миров они проявляют гуны для выполнения своих непосредственных обязанностей, пока они сами трансцендентны.

Брахма, Вишну, Шива

Влияние на поведение

Гуны материальной природы отвечают за поведение и естественные склонности всех живых существ. Люди также подвержены их влиянию. Под их контролем они теряют способность различать истину, ее сущностную природу или свои настоящие Я. Они не видят своего единства с Богом и остальной частью творения или присутствие первого среди них.

Гуны также влияют на веру, решимость, профессиональный выбор и характер отношений. Разделение людей на четыре категории связано также с их влиянием. Они управляют всеми аспектами человеческой жизни и мира в целом.

В четырнадцатой главе Бхагавадгиты Кришна дает очень подробное описание и определение трех гун.

гуны, управляющие людьми

Описание

Гуна благости, без примесей, освещающая и свободная от болезней. Она связывает душу через привязанность к счастью и знанию.

Гуна страсти наполнена ею (рагатмакам) и рождается из «тришны» (жажда или сильное желание) и «санга» (привязанность). Он связывает душу посредством привязанности к действию.

Гуна невежества – это темнота и грубость в человеке. Это «аджнанаджам» (рожденный от невежества) и «моханам» (причина заблуждения). Она связывает душу через безрассудство, лень и сон. В существах три гуны конкурируют между собой за превосходство и пытаются подавить друг друга.

Как узнать, какое качество преобладает у человека в определенное время?

Согласно Бхагавадгите, доминирование саттвы имеет свои признаки. Такой человек характеризуется тем, что из всех частей человеческого тела излучается свет знания.

Свои признаки есть и у преобладания раджо. У такого человека возникают жадность, стремление к мирскому, материальному миру и склонность к эгоистичным действиям. С увеличением тамо можно увидеть расцвет тьмы, бездеятельности, безрассудства и заблуждения.

По теме:  Анализ крови (общий)

Влияние на перерождение

После смерти саттвический человек достигает высших миров. Когда он возвращается, он рождается среди благочестивых людей или в такой же семье. После смерти раджонический человек остается в средних мирах. Когда он возрождается, он появляется в семье тех, кто привязан к действиям. Что касается тамонического человека, он погружается в низшие миры после смерти, а возрождается среди невежественных и обманутых.

реинкарнация в индийской философии

Преодоление

Цель подробного описания этих трех качеств в «Бхагавадгите» заключается не в том, чтобы побудить людей стать саттвическими или устранить другие качества. Гуны материальной природы являются частью Пракрити и ответственны за людское невежество, заблуждение, рабство и страдания на земле. Когда они активны, люди остаются привязаны к тому или иному объекту. Человек не может быть свободным, пока они не будут полностью преодолены.

Поэтому Бхагавадгита предполагает, что следует стараться превосходить их, а не развивать. Зная природу трех гун, и то, как они стремятся удерживать людей в рабстве и иллюзии, следует стать мудрее и стремиться превзойти их.

Саттва — это чистота и полезность. Однако для тех, кто стремится к освобождению, даже ее совершенствование не должно быть самоцелью, поскольку она также связывает человека с дуальностью удовольствия и боли. Саттвические люди хотят получать первое и избегать последнюю. Они благочестивые и знающие, но предпочитают вести жизнь в роскоши и комфорте. Таким образом, они участвуют в желаемых действиях и становятся привязанными к материальному миру.

Несмотря на то, что это чистая саттва — это всего лишь инструмент пракрити, который призван служить своим целям, удерживая людей привязанными к мирской жизни под контролем своего «хозяина». Следовательно, можно культивировать чистоту (саттва) для подавления двух других качеств, но, в конце концов, человек должен подняться выше всех трех и стать стабильным в спокойствии, одинаковости и единстве Я. Он должен выйти за пределы этих категорий, чтобы обрести бессмертие и свободу от рождения, смерти, старости и печали.

иллюстрация к Бхагавадгите

Качества человека, который превосходит гуны

Каковы качества такого человека, как он себя ведет и как он действительно достигает этого? Бхагавадгита также отвечает на эти вопросы. Когда человек преодолевает три гуны, он не любит свет чистоты, страсти и заблуждения, которые являются преобладающими модальностями, возникающими из этих трех качеств.

Он не ненавидит их, когда они присутствуют, и не желает их, когда они отсутствуют. Он остается безразличным, невозмутимым этими качествами, зная, что они действуют во всех существах, но не в Я. Поэтому такой человек остается одинаковым и в удовольствии, и в боли, стабильным и равным по отношению к куску земли или золота, чему-то приятному и неприятному, критике или похвале, чести или позору, а также другу или врагу.

Поскольку он поднимается над гунами, он не принимает сторон ни в каком споре, не проявляет какого-либо предпочтения дуальности жизни и отказывается от амбиций и инициативы по выполнению задач.

По теме:  Выращивание туи из семян: посадка и уход

Практическое применение

Хорошее понимание этих трех качеств способно помочь принять мудрые решения и оставаться на правильной стороне духовной жизни. Например, Восьмеричный Путь Буддизма, Аштанга-йога Патанджали, правила и ограничения для новичков и продвинутых практиков в джайнизме и буддизме призваны культивировать саттву или внутреннюю чистоту, без которой ум не может быть стабилизирован в созерцании или в осознанности.

Взращивание чистоты лежит в основе всех духовных традиций Древней Индии. В сегодняшнем мире, где преобладают тамо и раджо, это еще более важно. Помимо духовности, знание этих качеств также полезно в мирской жизни. Ниже приведены несколько примеров, в которых можно их использовать, чтобы защитить себя от потенциальных проблем:

  1. Профессия. Ее следует выбирать в соответствии с собственной природой и тем, чего человек хочет достичь в жизни. Определенная профессия может привести к духовному падению.
  2. Брак и дружба. Важно рассмотреть игру гун при выборе друзей или партнера по браку. Необходимо увидеть в этих отношениях, хочет ли человек сбалансировать или дополнить свою собственную природу.
  3. Образование и специализация. Если построить свою академическую карьеру в соответствии с собственным характером, это значительно уменьшит страдания от конфликтов или стресса, и у человека будут лучшие шансы на успех в профессиональной карьере.
  4. Воспитание. Родители должны помогать своим детям совершенствовать преобладание саттвы, так что, когда те вырастут, они будут не только приятными и позитивными личностями, но и уметь делать правильный выбор.
  5. Предпочтение продуктов питания и образа жизни. Они должны способствовать культивированию саттвы. Это обусловлено тем, что это качество улучшает бодрость и блеск ума, и тела.

визуализация раджо-гуны

Духовная жизнь

В этой сфере знание о трех качествах Природы обязательно. Правильное понимание трех гун необходимо для преодоления рабства земной жизни и достижения освобождения. Зная различие между ними и развивая первое качество или способ в изобилии, человек может очистить свой разум и тело, и испытать спокойствие и уравновешенность.

Через бескорыстное служение, преданное поклонение, самообучение, саттвическое знание, речь, правильное распознавание, веру, поведение и жертву, он может увеличить это качество и развить божественные качества (дайва сампаттих), стать совершенным йогом и обрести любовь к Богу.

Выполняя свои обязанности без какого-либо желания и привязанности, предлагая плод своих действий Богу, полностью отдавшись ему, посвятив себя ему и поглотив его, он, несомненно, достигнет освобождения и союза с Высшим Я.